Детский нейропсихолог о том, почему дети попадают в ловушку «кому вообще нужна эта школа»
«Не хочу учиться».
«Зачем нужна эта школа».
«А меня не волнует, что у меня тройка».
«Меня устраивают мои оценки. Подумаешь, двойка».
Как родители, мы всегда хотим для детей лучшего. И чувствуем себя абсолютно беспомощными в ситуациях, когда лучшее, хорошее и зачастую просто важное оказывается детям не нужно, и они отвечают нам подобными фразами.
На лекции «Будет дворником? Как перестать бояться неуспешности ребенка» вместе с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой мы разобрали несколько ситуаций, когда дети теряют интерес к учебе и их перестает волновать результат.
В семье нарастает напряжение, все ругаются из-за оценок, но ни крики, ни уговоры, ни поощрения не работают. Или работают, но до определенной поры.
В сегодняшней статье мы рассказываем, почему опасаться нужно не двоек с тройками, а того, что разовые неудачи могут вовлечь ребенка в «спираль неуспешности». Практически любого ребенка в любой семье.
Ситуация первая. «Когда я не ругаю за двойки, ребенку становится все равно»
-> Как ребенок попадает в ловушку «Чтобы мама/папа не ругались»
«Я начну с того, что, как минимум, ругань в любой ситуации можно точно вынести за скобки, как лишнее слагаемое, и на это слагаемое обе части уравнения поделить, отмечает Наталия Романова-Африкантова.
На курсе про детскую мотивацию «Хочу. Могу. Делаю» мы много говорили о том, что большинство детей идут в школу достаточно мотивированными. Они хотят учиться, они хотят получать пятерки.
Хотя бы потому что всю подготовительную группу детского сада их к выпускному готовят при помощи песен: «Буду получать пятерки в школе я».
Даже если в детский сад ребенок не ходил, то все родственники, все соседи за лето перед первым классом, обязательно спросят: «Ну что — уже в школу? Ты там на пятерки-то учись обязательно!»
99% детей приходят в школу с желанием учиться и делать это хорошо.
Но как только у них что-то не получается, они приходят домой и получают от родителей, в лучшем случае, расстройство родительское, в худшем случае – нагоняй или ругань.
И поскольку для ребенка в этот момент отношения со значимым взрослым все еще очень важны, у него быстро, буквально за несколько таких ситуаций, мотивация «хочу учиться» или мотивация «хочу получать пятерки» подменяется мотивацией «хочу не рассердить/не расстроить маму».
На эту мотивацию любому ребенку младшего школьного возраста достаточно легко пересесть и подсесть.
И получаются ситуации, в которых, «если мама не ругает, значит все ОК». То есть для ребенка мерилом того, успешен он или неуспешен, хорошо все у него или нехорошо, является реакция родителей.
Почему такая мотивация плохая?
В первую очередь, потому что она не внутренняя, не собственная.
Во вторую очередь, потому что в пубертатном периоде перед ребенком встает задача отделиться от родителей, и на этом этапе подобная мотивация рушится, как карточный домик.
Поэтому, прежде всего, для нас очень важно, чтобы наши реакции и наши эмоции по поводу того, какие оценки получает ребенок, не подменяли его собственные эмоции и реакции.
Ситуация вторая. «Оценки все хуже и хуже, и разговоры не помогают. Можно ругаться, можно не ругаться, учеба все равно не налаживается».
-> Как ребенок попадает в ловушку «Спираль неуспешности»
«Чаще всего это история о том, что у ребенка есть какая-то первичная трудность – то, о чем мы говорим на курсе «Если в школе трудно», рассказывает Наталия Романова-Африкантова.
Например, сложность в волевой регуляции. Или какой-то дефицит внимания, когда ребенку сложно сосредоточиться.
Иногда «хвост» тянется из начальной школы, когда ребенок пришел в первый класс недостаточно зрелым с точки зрения произвольности, самоорганизации, управления своей деятельностью и столкнулся с тем, что у него что-то не получается.
У нас достаточно строго спрашивают с детей с самого начала, даже если нет оценок. В первом классе учитель начинает говорить: «Почему ты невнимательный? Почему ты не так сидишь?».
Оценки становятся хуже и хуже тогда, когда ребенок все больше и больше теряет веру в себя и мотивацию вообще хоть как-то барахтаться.
Я не устану повторять, что мотивация – это всегда положительное подкрепление, и ничего больше.
Если положительного подкрепления нет вообще, а есть только и исключительно отрицательное, то это история попадания в спираль неуспешности.
У ребенка не получается — он старается — опять не получается. На каждом витке мотивации что-то делать становится все меньше, меньше и меньше – и заканчивается это либо протестом (убеганием из школы, бросанием школы в 7-8 классе) или «скорлупой»: «Отстаньте все от меня, мне ваша школа не нужна вообще, ничего не буду делать».
Если вы замечаете ситуацию с ухудшением учебы, что ребенок явно проваливается в «спираль неуспешности», то это повод начать искать первичную трудность.
Так, трудности с чтением в начальной школе могут повлечь за собой трудности с математикой, окружающим миром, русским и иностранным языком.
Функциональный дефицит при этом может быть недостаточно глубоким, чтобы продлиться долго, но имеют значение сама ситуация неуспешности в начальной школе плюс академическая запущенность. Потому что дети в таких случаях, «раз все равно ничего не получается», выбирают «смотреть в окошко», а не вникать в тему урока.
Все это накапливается-накапливается-накапливается – и в средней школе приходится буквально «вести раскопки» и послойно отделять:
вопрос самооценки;
вопрос мотивации;
вопрос наличия функциональных трудностей: почему сложности произошли на уровне работы мозга;
вопрос трудностей, связанных с педагогическими провалами: сколько ребенок за то время, за которое эти трудности копились, не узнал, не выучил, не понял».
Если мама на нуле…
Для того, чтобы помогать, нам нужны силы. И на этом этапе возникает другой пласт трудностей ― наши силы тратятся на:
- тревогу за будущую неуспешность ребенка,
- вину за то, что недосмотрели / недодали / уделяли мало времени,
- обиду, потому что столько «вложили в ребенка, а он…».
О том, как справляться с собственной тревогой, виной, обидой, когда что-то в учебе ребенка идет не так, мы подробно говорили на лекции «Будет дворником? Как перестать бояться неуспешности ребенка».
Мы рассмотрели отдельные стратегии для каждого из нересурсных состояний и проговорили как делать эмоции нашими союзниками, когда тревога, вина или обида мешают быть опорой для ребенка в учебе.
___________________