Как помочь ребёнку учиться без стресса • Школа родительства «Большая Медведица»

Эта рекомендация детского нейропсихолога Наталии Романовой-Африкантовой пригодится не только детям на контрольных в школах, но и каждому из нас.

А перед началом учебного года, пока еще не завертелось «колесо» школьных расписаний, это упражнение будет проще освоить. И родителям, и детям.

Речь идет о методе «Волшебная кнопка», который мы обсудили на лекции по управлению детским вниманием из онлайн-цикла «Учиться легко».

Любому из нас доводилось попадать в ситуацию, когда мы ждем какое-то важное событие, готовимся к нему, настраиваемся, продумываем план. Но в моменте, когда эта история происходит, все идет не по сценарию.

Мы говорим не то, реагируем не так, совершаем не те поступки.

Теряемся. Расстраиваемся.

И, в конце концов, не делаем то, что собирались. Проваливаем испытание.

Или проходим его, но не с тем результатом, который хотели получить.

Типичная ситуация из жизни ребенка: готовился к контрольной, все выучил, утром еще все знал, а тест написал кое-как. Почему? «Да как-то вдруг все вылетело из головы».

Ругать? Не стоит, мы об этом подробно поговорили на той же лекции.

Расстраиваться? Тоже не выход. (И это обсудили;))

Так что же делать? Научиться самим и научить детей «не терять багаж в пути» — не тратить внимание, необходимое на испытание, ДО самого события.

Произвольное внимание, максимальная концентрация которого нужна в самый важный момент, напрямую зависит от состояния нашей «внутренней батарейки».

Нам должно хватить заряда энергии на сосредоточенное и вдумчивое выполнение задания.

«Один из методов, который используется в работе с детьми при синдроме дефицита внимания или просто функциональном дефиците внимания – это принцип удержания в фокусе «дела дня», рассказывает Наталия Романова-Африкантова.

То есть учим ребенка определять заранее, что есть какое-то одно-единственное важное дело дня – контрольная работа, тест, написать сочинение или выучить стихотворение.

Перед самим делом ребенок выполняет ритуал (например, дышит определенным образом несколько раз) и нажимает свою «внутреннюю кнопку».

Очень часто с детьми, испытывающими дефицит внимания, помогает работать именно в рамках аллегорий: «Представь, что у тебя есть кнопка, которая включает твое внимание».

Автоматически этот прием, конечно, заработает не сразу.

Предстоит научиться вместе с ребенком принципу включения внимания.

Например, можно играть в «Барабашку» или в «Десяточки», а в процессе игры выполнять корректурную пробу — предлагать включать вот эту волшебную кнопку внимания. И выполнять какое-то дело. Можно придумать конкретный физический жест, который демонстрирует нажатие этой кнопки. «У тебя вот здесь, на руке, нажимается кнопочка, и после этого ты можешь все сделать».

В идеале для такого ребенка заранее, накануне, сообщить о том, что будет контрольная или самостоятельная работа.

Утром проговорить, что на таком-то уроке будет тест. И непосредственно перед уроком проговорить, что сейчас будет важное, сейчас ты включаешь «внутреннюю кнопку». Это может делать и учитель, чтобы помочь ребенку. Подойти и сказать: «Включаем кнопку внимания».

Наверняка вам сразу захотелось спросить, что делать, если «кнопка» все равно не включается.

Для всех, кто хочет провести школьные годы без ссор, криков и слез, мы собрали специальный пакет из двух лучших курсов Наталии «Хочу. Могу. Делаю» и «Учиться легко»:

🤗

 Если «кнопку» ребенок не хочет включать…

… скорее всего, у него села «внутренняя батарейка».

Можно долго жать на кнопку включения, но при севшей батарейке ничего не получится.

Тогда стоит попробовать на переменке, непосредственно перед «делом дня», поиграть с ребенком в тот же самый мячик (игра в «Десяточки»).

Или предложить постоять на одной ноге, на другой, наклониться головой вниз, наклониться вправо, наклониться влево, попрыгать.

Это все будет про базовую мозжечковую стимуляцию. Важно выбрать вариант, который сработает с конкретным ребенком.

Итак, давайте еще пройдемся по методу «Внутренняя кнопка».

Обсуждаем с ребенком, что такое «дело дня».

Учимся включать «внутреннюю кнопку».

Выясняем, в какие моменты ее нужно обязательно включить.

Проговариваем накануне, что будет контрольная.

Обсуждаем утром, что будет контрольная.

Перед контрольной играем — выполняем мозжечковую стимуляцию.

Делаем простое дыхательное упражнение.

Затем учитель может, например, погладить ребенка — и тем самым включить «кнопку внимания».

Конечно, для такой истории нужен очень понимающий учитель, который может участвовать в процессе внедрения метода.

Понятно, что все это не заработает за раз. Тем более, для ребенка с дефицитом внимания.

Но внедрять это можно и дома. Потихоньку передавая управление «внутренней кнопкой» самому ребенку.

________________________

О чем еще мы успели поговорить на онлайн-лекции «Если внимания не хватает? СДВГ и не только» из цикла «Учиться легко» (напомним, сейчас его можно приобрести по акции):

  • Как внимание зависит от эмоций. Почему влюбленный подросток заваливает учебу и как переизбыток впечатлений сказывается на способностях первоклассника.
  • Что делать если ребенок не только невнимательный, но еще и неактивный. Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности. Четыре вида СДВГ: важно ли, какой у ребенка?
  • Как помочь ребенку с дефицитом внимания: практические советы по организации учебного процесса и пространства.
  • Игры и упражнения на развитие внимания.

Надеемся, что в сегодняшней публикации вы нашли для себя что-то достаточно поддерживающее, чтобы с большей радостью начать новый учебный год вместе с ребенком.