Самые управляемые детские страхи | Е. Жуйкова • Школа родительства «Большая Медведица»

На второй лекции Цикла о детских страхах и способах справиться с ними «Чего боятся дети?» вместе с клиническим психологом Екатериной Жуйковой мы говорили о самых распространенных и при этом самых управляемых страхах  ― ночных.

Только ребенок знает, чего боится его страх

Почему важно, чтобы ребенок самостоятельно справлялся со своими страхами?  

В этом суть развития.

Внутренний страх ребенка не может победить кто-то внешний. Если мы приходим и спасаем, страх может исчезнуть, но он вернется. Возможно, в другой форме, но вернется.

Екатерина Жуйкова рекомендует поговорить с ребенком в таком ключе:

― Эти страхи развились в твоем воображении. Значит, они тебе подчиняются. Ты в них эксперт, знаток. Ты знаешь и видишь их. Мы будем твоей поддерживающей командой. Но только ты знаешь, как их победить.

Фраза: «Это твой страх. Поэтому ты с ним лучше всех можешь справиться. Это твоя битва. Ты здесь главнокомандующий, а я помогу всем, чем могу» ― волшебным образом помогает настроиться даже очень тревожным детям.

А далее мы помогаем ребенку описать свои ночные страхи. Кому-то достаточно слов. Для кого-то лучше слепить или нарисовать ночных монстров.

Звучит как банальность. Но метод работает. Эта «банальность» позволяет детям увидеть страх как нечто внешнее, с чем можно бороться. И именно с ночными страхами такое отделение дает хорошие и быстрые результаты.

Теперь определяем, с чего начинать же борьбу. Для этого страхи нужно выследить и подробно описать.

Каждый страх разный и боится чего-то своего: кто-то боится света, громких звуков, папиного звонка на телефон и т. д. Поэтому надо их сначала выследить.

Мы можем сказать ребенку:

― Если страхи придут к тебе вечером, постарайся точно узнать, чего они боятся. Обрати внимание, в какой момент вечера они приходят и от чего становятся сильнее. Тебе надо узнать их повадки, слабые и сильные места.

Все усилия мы направляем на то, чтобы побудить ребенка сдвинуться в исследовательскую позицию,  фактически стать юным натуралистом, который из кустов наблюдает за неведомыми животными:

― А давай, ты выяснишь это и это, а с утра мне расскажешь, что было.

― Попробуй, а боятся ли они, когда происходит это или то.

― А как они реагируют, когда ты им грозишь пальцем? А когда ты тепленького чайку выпьешь перед сном?

Способы не важны. Важно, чтобы у ребенка было ощущение: «Я их исследую».

На этом этапе исчезает половина страхов. Даже ничего не нужно делать.

Почему?

Позиция наблюдения, исследования — это форма контроля. Как только мы начинаем рассматривать, изучать: «Я сейчас узнаю про тебя, выясню, какой ты» — это сразу снижает тревогу.

Конечно, это не единственный, но очень важный шаг на пути самостоятельной борьбы ребенка с его страхами. И уже его одного бывает достаточно, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Человек, который идет спать с образом себя «я тот, кто всего боится», и с образом себя «я тот, кто уже немножко справляется», — это разные состояния.

Не бойтесь устраивать слежку за монстрами!

____________________________

Что еще мы обсудили на второй лекции Цикла о детских страхах:

  • Какой этап идет за «слежкой» и какова роль родителя в нем.
  • В чем уникальность ночных страхов, какие свойства делают этот вид страхов абсолютно отличным от других.
  • Какие преимущества в «борьбе» со страхом темноты и монстров дает понимание этих отличий.
  • Как расшифровываются ночные страхи с точки зрения психологии. Почему ночные страхи могут нести пользу.

*****

Чек-лист условий для совладания со страхами. Проверяем, во всех ли пунктах мы можем поставить «галочки».

*****

«Разрешающие фразы» ― не магия, но чудесным образом работающая с детскими страхами и тревогами техника.

*****

Терапевтическая сказка / история. Почему работает еще один «банальный» психологический способ.

Как сочинить помогающую сказку/ историю для своего ребенка: какие этапы и почему должны быть обязательно в сказке, без какого самого главного условия сказка не сработает, почему в конце сказки не нужно страх «резать, кромсать, бить».

*****

Когда нужно обращаться к специалисту: признаки в поведении ребенка, которые должны насторожить.

*****

Что делать, если ребенок начинает бояться уж во время вечерних ритуалов, понимая, что готовится ко сну.

*****

Если взрослый перенес из детства ночные страхи, то как сейчас с этим справляться.

*****

Как адаптировать терапевтическую сказку для детей 10-12 лет. И какие техники вообще лучше работают для детей более старшего возраста и взрослых.

_____________________________________

Цикл о детских страхах и способах справиться с ними «Чего боятся дети?»* состоит из 6 лекций.

На бесплатной первой лекции мы говорили в целом о том, как устроен мир детских страхов, почему они появляются, как мы помогаем им расти или исчезать.

Чтобы посмотреть бесплатную лекцию, нужно только зарегистрироваться на странице с описанием Цикла. 

Каждая последующая лекция посвящена отдельному виду страхов:

  1. Ночные страхи.
  2. Страх разлуки с родителем, остаться одному.
  3. Генерализованная тревога, когда ребенок беспокоен в целом и каждый раз боится чего-то нового.
  4. Специфические страхи: насекомые, лифты, врачи, уколы и т.д.
  5. Социальные страхи: страх насмешек, отвечать у доски, получить плохую оценку, постоять за себя.

Узнать подробнее о цикле

*первоначальное название курса «Дом с привидениями»

©bmshkola. ru
ЗАПРЕЩЕНО любое частичное копирование текстов без активной ссылки на источник.