3 этапа развития сенсорной системы ребенка • Школа родительства «Большая Медведица»

Часто поведение ребенка обескураживает родителей, при этом оно вполне адекватно, просто нежелательно для нас.

Однако ребенок просто не может реагировать по-другому, и ответственны за это особенности его сенсорных систем.
Сенсорные системы участвуют в формировании поведения сразу на трёх этапах: получение информации, ее обработка и ответная реакция.

Если ребенок не получил информацию или не смог ее обработать — значит, у нас нет нужной реакции. Не выдали информацию — не получили ответа.

Эти три этапа зависят от сенсорных систем, и их можно и нужно развивать. Как — об этом мы говорили во вторник с реабилитологом Олегом Леонкиным на второй лекции онлайн-цикла «Они не специально. Почему дети так себя ведут и как помочь им и себе (в примерах и упражнениях).»

Сенсорные системы как мышцы и даже лучше — их можно тренировать в любом возрасте.

Рассмотрим поэтапно.

1 этап — получение информации

Давайте возможность ребенку получать как можно больше сенсорных ощущений. Помним: чем больше мы даем опыта — тем больше у ребенка возможностей.

В возрасте от 3 до 6 месяцев наша задача — обеспечить ребенку как можно больше сенсорных ощущений: колючее, твердое, мягкое, веревки, бумажки. Оголяем шкафы, мусорное ведро, вытаскиваем все из холодильника. Единственный критерий — безопасность.

Как обеспечить разнообразие сенсорных ощущений ребенку постарше?

Достаточно не мешать при освоении ребенком нового навыка. Будь то езда на самокате, рисование или письмо — наша задача обеспечивать безопасность и больше не делать ни-че-го. Дать возможность щупать, трогать, пристраиваться со всех сторон, скрипеть, крутить. И только если вы видите, что ребенок, что-то не попробовал, а вам кажется, что это важно, можно аккуратно встать рядышком и ненавязчиво показать, без установки «делай так» и ни в коем случае не замещая этот опыт ребенку.

2 этап — обработка информации.

Начиная с 6-8 месяцев ребенок начинает осваивать свойства вещей: что это значит?

Можно начать складывать вещи в обувную коробку. Ребенок понимает: «Ухты! Не просто штука, которую можно бросать или засовывать в рот, но в нее можно что-то положить!».
Он замечает, что круглое катится, а квадратное стоит, что-то влезает в рот, а что-то — нет.
Сначала ему надо попробовать, чтобы сделать вывод, потом, получая опыт, он перестает пробовать, потому что этот опыт у него уже есть.

Чем больше у него было информации, тем меньше ошибок он делает.

Кроме того, он видит то, что делаете вы и пытается воссоздать: увидел, как вы переливаете воду и повторил по образу и подобию.

Что важно в этот момент?

Замечать, что заинтересовало ребенка, и помогать воспроизвести ситуацию максимально похоже на то, что делали вы. Например, вы режете салат, и ребенок проявляет к этому действу интерес: ваша задача — выдать все, чем вы пользовались, чтобы ребенок воссоздавал картину, а не искал, чего не хватает. На этом этапе лишние сложности не нужны!

3 этап — воссоздание образа

Получение кусочка информации и довоссоздание образа — это очень важно.

Как это происходит?

Самый простой способ: убираем ту или иную сенсорную систему из оценки ситуации. Например, известная и любимая многими детьми игра в «Жмурки».

Также можно ощупывать игрушки (буквы, цифры), спрятанные под одеялом, а потом засовывать туда руку и доставать то, что раньше нащупали.

Или вы можете пользоваться только слуховым анализатором, чтобы угадывать буквы. Думаем, в большинстве домов есть икеевская доска-мольберт. Встаете по разные стороны с ребенком и начинаете рисовать кружок, квадрат, букву. Ребенок слышит, но не видит и по тому, что слышит, называет, что вы нарисовали.

Можно писать и рисовать с закрытыми глазами, выключать свет и играть в спецназовцев, когда вы по темным коридорам пробираетесь, нащупывая путь ногой, а на полу валяются подушки.

К чему это приводит?

К безумному прогрессу с точки зрения общения, скорости реакция, получения информации и возможности достроить картину, которую ребенок или упустил, или в принципе, не мог сейчас получить.

Это приводит к скорости адаптации и, соответственно, к возможности выдавать объективную реакцию, которую все от нас ждут. И даже если где-то что-то не работает, я могу это компенсировать за счет других сенсорных систем.

Что делать тем родителям, которые зная или получив сейчас в рассылке все эти игры и упражнения, чувствуют, что у них нет сил или интереса заниматься этим со своим ребенком?

Нужно уважать свое нежелание, неумение и свой неинтерес. И если есть возможность делегировать другим людям — сделайте это.
Есть огромное количество людей, которые в занимаются этим с огромным удовольствием, любят свое дело — доверяйте это им. И понимайте, что это развивает ребенка и помогает ему в том числе ещё и в процессах коммуникации. Самое главное не стесняйтесь признаваться себе в собственных нежеланиях. Вы имеете право не хотеть, не уметь, вам это может не нравиться. Поэтому признаться в этом себе и не мучить себя — 70% успеха.

Что нас ждёт дальше?

На лекциях цикла «Они НЕ специально» поговорим о:

  • Связи навыка удержания внимания и здорового игнорирования с поведением, общением, ленью и успеваемостью в школе
  • Почему навык удержания внимания чаще всего «западает» у современных детей и чем это чревато.
  • Как связано удержание внимание и освоение моторных навыков, особенностей мышления, речи, общения, взаимодействия в социуме.
  • Как понять, что у ребенка недостаток слухового или зрительного внимания.
  • Что такое «здоровое игнорирование». Почему оно важно в современном мире.
  • Как оно влияет на социальное взаимодействие и адекватное проведение.
  • Как здоровое игнорирование работает на долгосрочную перспективу развития личности ребенка и в формате «здесь и сейчас».
  • Примерах развития навыков удержания внимания и здорового игнорирования по возрастам: от младенца до школьника в простых приемах для каждого возраста.
  • Приемах, которые легко вписать в семейный быт и сделать это с удовольствием для детей и родителей.

Результат: ребенок становится более самостоятельным, инициативным и менее капризным.

Прослушать записи Лекции и узнать подробности о программе, а также прочитать отзывы можно по ссылке: https://bit.ly/35mlE8M

Если вы примете участие в цикле «Они НЕ специально», вы получите:

  • Доступ на год к записям 5-ти лекций.
  • Обратная связь от специалиста в ходе трансляций по вопросам из чата.⠀
  • 6 практических заданий для самостоятельного выполнения.⠀
  • 2 эфира с Олегом Леонкиным в формате «вопрос-ответ».⠀
  • Закрытая группа в Facebook для обмена опытом, совместного выполнения заданий, поддержки друг друга.⠀

Автор: Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу. Отец 5-х детей. Более 25 лет работает с детьми и соединяет в своей работе инструменты из физиологии, анатомии, биомеханики, психологии, логопедии, педагогики.

Фрагмент из онлайн-цикла «Они не специально. Почему дети так себя ведут и как помочь им и себе (в примерах и упражнениях).»