Онлайн-цикл о роли папы в воспитании "Отцы и дети" Юлия Зотова • Школа родительства «Большая Медведица»

Ключевые темы цикла:

«Вот до чего довело твое воспитание!»
Какие роли в становлении психики сыновей и дочерей играют папа и мама, как они дополняют друг друга и что происходит с детьми, если контакт между взрослыми нарушен.
«Что ты делаешь для ребенка?»

По каким причинам папы часто оказываются выключенными из жизни детей, даже находясь физически рядом с ними, и как это можно изменить.

«Почему папа так мало со мной играет? Вот у Димы…»

Как маме реагировать на вопросы ребенка о других отцах, которые больше вовлечены в отношения со своими детьми.

«Я не знаю, как себя вести / Я боюсь, что буду плохим отцом»
Почему папа незаменим и оказывает сильное влияние на ребенка, даже если воспитанием занимается только мама. В чем ценность и ресурс для ребенка фигуры отца. Как папе улучшить контакт с ребенком и каким образом мама может помочь такому сближению.
«Переживаю, что ребенок растет без отца»
Как маме вести себя с ребенком, чтобы он не чувствовал себя «не таким / виноватым / плохим» из-за отсутствия в семье отца. На что опираться при выстраивании отношений ребенка с отчимом.

Тема отношений отцов и детей ― вытесненная. С ней редко обращаются к специалистам. О ней в разы меньше (чем, например, о мамах) материалов как для профессионалов, так и для «просто» родителей. Но нераскрытость темы не означает, что она не актуальна…

Наболевшее: Непридуманные истории

(герои реальные, имена вымышленные)

Перед вами — цитаты из родительских форумов (стиль, пунктуация и орфография полностью сохранены). Каждая ситуация индивидуальна и в то же время знакома тысячам родителей. Возможно, что-то окажется близким, созвучным и вам.

Семья Веры.
История про распределение ролей:

«У меня муж вообще не в какую не хочет сидеть с ребёнком. Все время когда я прошу хоть чуть-чуть побыть с ребенком, ответ один „ты Мама ты и сиди! А я деньги зарабатываю, этовать мои обязанности не входит.“»

Семья Иры.
История про непонимание отцом, как вести себя с ребенком:

«У нас с мужем хорошие отношения, очень ждали ребенка. Как он (сын 8 мес) появился наш папа уделял малышу очень много внимания. Первые месяцы он очень помог мне с ребенком, но после полугода начал отстраняться от него. Сейчас же он не может с ним побыть даже мин 20, говорит, что не знает как с ним обращаться, что ребенок его не любит, и кричит когда они остаются вдвоем. Очень часто выхожу из душа и застаю картину: папа сидит в интернете и нервничает, ребенок стоит в кровати и орет на весь дом, на что папа отвечает «он меня не слушается». Я не знаю что делать, как приучить отца к ребенку».

Семья Веры.
История про невовлеченность папы в воспитание:

«Это уже длится на протяжении семи лет. Мои ежевечерние напоминания: поиграй с ребенком, посиди с ним. Муж на это всегда говорил, я с девочками не умею играть, вот будет мальчик… Теперь у нас прибавился мальчик, он ходит за мной хвостом, игнорирует отца полностью, муж как не играл, так и не играет с детьми».

Семья Марины.
История про общение ребенка с папой после развода:

«У кого есть опыт как помочь пережить ребёнку развод родителей или просто знатоки детской психологии… Бывший муж приходит к ребёнку редко, иногда очень редко (раз в несколько месяцев), не стабильно вообщем, женился второй раз. Но если пришёл, то гуляет, общается с дочкой по нескольку часов „до упора“. Мне невыносимо наблюдать как каждый раз она упрашивает его остаться, на ужин, на сказку, на ночёвку и просто вернуться к нам жить в конце концов. Душу всем рвёт и себе в первую очередь. Постоянно сравнивает отцов из полноценных семей».

Семья Кристины.
История про ошибку мамы и отчима:

«… моя мама давным-давно, в моем 7-летнем возрасте, совершила ошибку после развода сказав, что мы (я и она) всегда-всегда будем вместе и нам — никто не нужен. Когда она вскоре повела меня на встречу с моим отчимом — я, никогда раньше не ходив одна так далеко — забрала у нее ключи и убежала домой, закрыв все двери и шторы (первый этаж). Они стучали долго, уговаривали чтоб открыла — мол, мы тортик купили. Прорыдавшись, конечно же я открыла. Но для меня это было предательство.

Я не знаю, сколько вашей дочке лет, но… не говорите ей так. И еще, если такое возможно, разрешайте их встречи с отцом. Пусть лучше она его знает таким, какой он есть, чем потом он превратится в идеализированный образ папы, который почему-то бросил свою дочь…»

Семья Олега.
История про семейный сценарий и страх быть плохим отцом:

«Сына я люблю, и скучаю по нему, когда уезжаю. Но при этом мне тяжело находиться с ним подолгу <…> Пойти одному погулять с ребенком — настоящее испытание, максимум на полчаса. Сидеть с ним дома и чем-то занимать — то же самое. Думаю, что когда сын подрастет, я буду готов отвечать на его „почему“, играть с ним в активные игры или на компе, брать с собой в походы, заниматься вместе спортом, учить тому что знаю сам<…>

… мой отец почти не занимался мной в детстве и юности, даже жил отдельно. И теперь я опасаюсь, что эта модель поведения передалась мне, что я стану плохим отцом, вечно злым просто из-за постоянного нахождения с семьей под одной крышей».

Для кого создан цикл

V Для мамы, которая хотела бы видеть больше «включенности» папы в воспитание ребенка, чтобы совместно делить ответственность и счастье быть родителями.
V Для папы, который часто не понимает, сомневается, как лучше вести себя с ребенком, и хотел бы наладить контакт, сделать общение более близким и комфортным для обоих.
V Для мамы, которая воспитывает ребенка самостоятельно / находится в процессе развода и переживает, что «ребенок вырастет без отца».
V Для мам и пап, в детском опыте которых не было отца или близкого психологического контакта с ним, и теперь уже в их собственной семье проявляются трудности с разделением ответственности в воспитании ребенка.
V Для будущих и настоящих родителей, которые хотят разобраться, как они могут гармонично распределять роли и дополнять друг друга в общении с ребенком.

Кому не поможет просмотр записей цикла

X

Специалистам. Этот цикл создан для родителей, не обладающих профессиональными знаниями в психологии.

X

Мужчинам, которые уверены на 100%, что они хорошие отцы, у них прекрасный контакт с детьми и им не требуются дополнительные знания.

X

Женщинам, которые хотят заставить мужей против их воли следовать какому-то «правильному» сценарию в отношениях с ребенком или считают ребенка «своим» и только «своим».

Чтобы подключить папу к воспитанию, нужно базовое понимание, что ребенок «наш», «общий».

X

Тем, кто находится в невыносимо сложном положении и нуждается в скорой психологической помощи.

Зависимости, жестокость, агрессия и другие эмоционально слишком тяжелые, травматичные темы затрагиваться не будут. Потому что никакой курс не заменит индивидуальной глубокой и максимально бережной профессиональной работы.

Цикл не о том, как «заставить», «схитрить», «надавить»,

чтобы вовлечь отца в воспитание
или изменить что-то в его общении с ребенком

― А ты притворись больной / придумай обстоятельства и пусть играет.
― Просто поставь ультиматум, это же и его ребенок тоже.
― …

Никакого «женского заговора» и манипуляций. Невозможно силой или обманом вовлечь отца в воспитание ребенка. Все предельно прозрачно и открыто!

О чем цикл?

Влияние папы на развитие ребенка недооценено. Так сложилось по многим причинам. И цикл как раз о том, насколько сильно мы можем обогатить отношения с ребенком, его опыт, когда пристальнее всматриваемся в роль не только мамы, но и отца. Даже если папы рядом нет.

  • Вы узнаете, каким образом происходит передача важнейших  жизненных ресурсов от папы ребенку. Как и какие слова и действия отца влияют на формирование психики сына и дочери. Почему от отношения мамы к отцу ребенка зависит крайне многое в передаче этих ресурсов.
  • Исследуете причины, по которым мужчины могут дистанцироваться от воспитания детей и общения с ними, даже находясь рядом в одной семье (феномен отсутствующего отца).
  • Поймете, почему и каким образом именно женщина становится проводником в контакте «отец ― ребенок». Особенно, если папы нет.
  • Начнете постепенно менять отношение к некоторым уже сложившимся и привычным для вас лично «нормам» в воспитании. Вас ждут →

Небольшие и в то же время серьезно продвигающие домашние задания в дополнение к программе каждой лекции + «ключи» для анализа результатов.

Практики по отслеживанию своих реакций и определению типичных сценариев поведения.

Упражнение по установлению глубокого контакта с ребенком (для многих родителей результат оказывается крайне неожиданным и буквально «просветляющим»);

Конкретные рекомендации и примеры:

  • как женщина может делегировать больше отцу, чтобы для него это было комфортно и не тревожно для самой мамы;
  • как папа может вносить новое и ценное в общение с ребенком;
  • как маме разговаривать с ребенком, что делать и не делать в общении с ним, если отец по каким-то причинам все же не может быть в большем контакте с ребенком;
  • как находить другие точки соприкосновения с партнером в отношении ребенка.

Все для того, чтобы вы заметили возможности, которых раньше не видели, и могли выстраивать свои действия, опираясь на новый опыт.

Программа онлайн-цикла «Отцы и дети»

Лекция №1. Зачем нужен папа (в записи)
  • Отличие родительских функций мамы и папы.
  • Возрастные закономерности развития ребенка и роль отца.
  • Основные отцовские функции, или ресурсы, которые мы получаем благодаря присутствию и участию отца в нашей жизни:

Уверенность в себе
Тема границ
Самоотношение и принятие себя
Отношения в паре
Проявление себя в мире и инициация
Тема социальной реализации
Здоровая модель семейной системы

+ Практическое домашнее задание с пояснениями для самостоятельного анализа результатов.

Лекция №2. Что и как делает папа для детей (в записи)
  • Как укреплять родительскую пару.
  • Установление правил.
  • Защита и опора.
  • Авторитет.
  • Настоящие мужские дела.
  • Игра и риск.

+ Практическое домашнее задание с пояснениями для самостоятельного анализа результатов. 

Лекция №3. Как мама помогает папе быть хорошим (в записи)
  • Образ папы для детей транслирует мама.
  • Что делать, если папа отстранен и мало участвует?
  • А если папы нет?
  • В разводе папа остается папой.
  • Отчим и отцовские функции.

+ Практическое домашнее задание с пояснениями для самостоятельного анализа результатов.

Об авторе

Юлия Зотова

  • Психолог, доктор наук, преподаватель и тренер с опытом более 20 лет.
  • Соавтор книги ― первого практического пособия по работе с отцовской фигурой ―  «Все дело в папе».
  • Специалист по работе с шоком и травмами развития в бодинамическом подходе.
  • Автор курса обучения для психологов-консультантов, программ повышения квалификации, семинаров, тренингов, статей и методических пособий.
  • В прошлом заведующая по учебной работе в НИИ Социальной психологии и Психологии развития личности. В настоящем создатель и руководитель «Московской психологической лаборатории 12» и профессионального сообщества психологов.

Верю в живую психологию для людей, в возможность изменения, в целительность хорошего опыта, в силу души и движения от сердца к сердцу.

Остались вопросы?

Посмотрите, возможно, здесь есть ответы →

«Если у автора есть книга про пап, может, тогда полезнее книгу прочитать?»

Во-первых, цикл тематически не идентичен книге. Это не краткая «выжимка». Если лекции прежде всего о том, как реальным папам общаться со своими детьми и как мамам помогать этому, то книга ― это история о взаимоотношениях с собственным отцом и влиянии его образа на жизнь взрослого человека. И книга, и цикл на одну тему, но не про то же.

Во-вторых, книга все же в большей степени ориентирована на специалистов. Тема отца почти не встречается в запросах на психологическую консультацию. Но в процессе работы крайне часто оказывается, что именно фигура отца находится у истоков того, что происходит с человеком сегодня.

В-третьих, цикл ― это фундамент для родителей, которые хотят разобраться, насколько сильно и как мама и папа влияют на становление психики ребенка. Книга ― это вдумчивое и неспешное продолжение и дополнение начатой работы и изменений.

«Тема огромная. Неужели 3 лекции как-то могут помочь?»

Вы правы, тема объемная и глубокая. Более того, не настолько распространенная даже в профессиональном сообществе, как, например, тема материнского влияния.

Но цикл про родителей и для родителей. Для мам и пап, которые хотели бы увидеть новые векторы во взаимодействии между собой и с детьми. Будут общие закономерности, примеры, ответы на вопросы и обязательно домашняя практика ― все это в комплексе с вашей включенностью уже способно сильно продвинуть, внести изменения. А дальше при желании вы сможете расширить полученные знания и опыт.

«Как я смогу посмотреть записи?»

Все записи остаются в бессрочном пользовании в вашем личном кабинете. Для просмотра потребуется только интернет.

Стоимость

Доступ на 1 год к записям
+ упражнения с «ключами» для самостоятельного анализа результатов

6000 руб.

Не на все вопросы нашли ответы?

Если что-то неясно или не получается, смело пишите нам на adm.bmshkola@gmail.com Всё решим!

Вместо P.S.:

Папа не любил рассказывать. Папа любил рисовать. Он взял альбом, и вот в альбоме появился человек.

– Это я! Хочешь, садись ко мне на плечо, и мы пойдём с тобой по Синим краям?
– Хочу! Тогда папа нарисовал девочку на плече у человека.

(из книги Анны Кардашовой «С папой в синие края»)