Запрещать ли детям дружбу и первую любовь? • Школа родительства «Большая Медведица»

Как реагировать на друзей детей. Особенно, если они вам не нравятся

У большинства из нас в нашем собственном опыте взросления были ситуации, когда родители говорили: 

«Не дружи с Васей и Петей — они тебя хорошему не научат».

Или:

«Держись подальше от Оли. Она тебе не ровня».

Или:

«Да какая может быть в твоем возрасте любовь!»

Или, наоборот, тех, с кем дружили мы, или того, кто понравился нам, защищали от нас, потому что, по каким-то взрослым критериям, мы были «плохим выбором» в их глазах.

И тот, и другой опыт никому из нас не хотелось бы пережить заново, правда?

Но вот у нас появились свои дети, они подросли, пошли в садик и школу. У них появляются свои друзья и первые симпатии. 

Мы видим, что дети отвлекаются от учебы, ясных целей и, казалось бы, непоколебимых ценностей. 

Кто-то из друзей нам симпатичен, а про кого-то так и хочется сказать все то, что говорили наши родители: «До добра не доведет, не ровня, да ну брось — какая еще любовь… ОГЭ, ЕГЭ, институт!».

Почему важно отделять учебные цели от детских взаимоотношений и не мешать ребенку дружить и влюбляться.

Разбнеремся вместе с клиническим психологом и детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой.

По мотивам по следам онлайн-лекции «Подростки в школе»

Наталия Романова-Африкантова
Наталия Романова-Африкантова

________________

Карманный  противотревожный путеводитель  по первым детским отношениям

________________

Что делать с друзьями детей? 

Разрешать, давать общаться, возглавлять, приглашать к себе домой, организовывать «культурную тусовку», рекомендует Наталия Романова-Африкантова.

Например, случайно купить четыре лишних билета на какое-нибудь средней культурности мероприятие и предложить ребенку сходить с друзьями. 

Если вам категорически не нравится  компания, с которой общается ребенок, помните, что свой родительский экзамен к началу подросткового возраста вы уже сдали. 

Вы вложили в ребенка то, что могли вложить, дали ему все примеры, которые могли дать,  научили всему, чему и как могли. 

И теперь вы ждете результата этого экзамена: перевесит ли то, что вы в него вложили, все остальное.

Если вы вложили все, что нужно, то ваш ребенок поймет, какая компания плохая, какая компания хорошая. Но есть такая вероятность, что для этого ему придется пообщаться в том числе с теми, кто вам не нравится.

________________

Что делать с первой любовью? 

Поддерживать, давать возможность общаться, ни в коем случае не обесценивать, не ругать, не запрещать.

Нам часто кажется, что когда-нибудь потом, когда ребенок вырастет, у него начнется жизнь, а сейчас он должен учиться, должен готовиться к ОГЭ / ЕГЭ, к поступлению в вуз, к диплому… и вот тогда только и будут все эти «дружбы и любови». «Сейчас-то не до них!»

Очень важно понимать, что подростковый возраст — так же, как дошкольный, школьный, младшешкольный — это не подготовка к жизни, это уже и есть жизнь. С самыми настоящими эмоциями и переживаниями, дружбой, любовью и всем остальным. 

Ребенок 11-16 лет очень хочет дружить и общаться – это основная задача этого возраста, подчеркивает Наталия Романова-Африкантова.

Ребенку в пубертате нужен социум, нужна социальная группа, к которой он себя относит. Это возраст подростковых субкультур именно потому, что они нужны для ответа на вопрос: «Кто я такой, чьих я буду?»

И да, в этом возрасте ребенок хочет любви и романтических отношений, это абсолютно нормально. 

Я очень часто говорю родителям: 

«Поверьте мне, пожалуйста, что отношения Маши и Васи готовят их обоих к будущей жизни точно так же, как — по вашему убеждению — к ней готовят ОГЭ и ЕГЭ». 

Романтические отношения в этом периоде имеет свою развивающую функцию — точно так же, как игра в мяч в возрасте от 3 до 7 лет. 

Когда мне отвечают: «А у меня ребенок в музыкальной школе, в воскресной школе, в физико-математическом лицее № 1 в России и о всяких глупостях не думает», — мне всегда очень хочется напомнить, что на физиологию место обучения не влияет. 

Ребенок может не хотеть отношений на уровне проявления этих отношений в обществе. То есть он может быть не готов сказать, что встречается с Машей. Но, скорее всего, чего-то в этом направлении он хочет, и это абсолютно нормально.

________________

Что делать, если из-за друзей или влюбленности дети прогуливают уроки

Тут немаловажно помнить, что родители другой стороны тоже обычно думают,  что «до появления вашего наш ребенок никогда и ни за что» и что «это ваши «редиски последние», с которыми наши лапочки уроки прогуливают». 

Но в реальности дело совершенно не в друзьях. 

Разделяйте эти вещи. 

Если ваша дочь с симпатичным ей мальчиком прогуливают уроки, то дело не в любви, а в том, что она прогуливает уроки. 

Мы не должны запретить любовь. 

У нас не получится ее запретить. 

И не факт, что если мы вдруг запретим любовь, дочь сразу начнет ходить на уроки, потому что она тоже не просто так их прогуливает. 

Мы должны разбираться с учебной мотивацией своего ребенка и это  необходимо сделать, не задевая  его/ее симпатии.

________________

Если вы хотите подробно, на примерах и с пошаговыми инструкциями разобраться:

✔ Как в подростковом бунте сохранить интерес ребенка к учебе

✔ Почему в 11-16 лет «ломается» мотивация «учиться, чтобы не расстроить маму с папой», и это нормально

✔ Почему гораздо худший сценарий, если по какой-то причине такая мотивация сохранится

✔ Как, в принципе, работает мотивация и откуда берется сила воли 

✔ Как сделать так, чтобы ребенок сам ставил учебные цели и выстраивал свой образовательный маршрут

✔ Почему так важно помочь ребенку найти собственные желания, стремления и ответы на вопрос, на кого учиться и кем стать

✔ Как вместе с ребенком узнать, чего он хочет, если он ничего не хочет

приглашаем вас на практический курс о детской мотивации «Хочу. Могу. Делаю».