Важный компонент школьной готовности. Раннее обучение буквам. • Школа родительства «Большая Медведица»

Если ребенок уже пишет буквы, это не означает,
что он умеет писать.

Сегодня мы коснемся еще одного компонента, который определяет готовность ребенка к первому классу. 

Несмотря на критическую важность, эта составляющая успешного обучения ребенка нередко оказывается «на заднем плане».

Зрелость пространственно-зрительного восприятия

К первому классу зрелость пространственно-зрительного восприятия, к сожалению, встречается не у всех детей. И по мнению Наталии Романовой-Африкантовой, одна из основных причин такой ситуации ― раннее обучение ребенка знакам, цифрам, буквам, когда он к этому еще не готов. 

Смещение в сторону изучения знаковых систем в подобных случаях приводит к тому, что и письмо, и чтение у ребенка оказываются нефункциональными.

На практике это может выглядеть так: ребенок технически читает, но при этом не может вычленить смысл, понять задание, выполнить прочитанную задачу.

Дефицит этого компонента может выражаться в проблемах с перефокусировкой. Тогда «обычная» для школьного урока последовательность с воспроизведением в тетради того, что пишет на доске учитель (фокус на тетрадь ― фокус на доску ― снова в тетрадь ― снова на доску), вызывает у ребенка массу сложностей и перенапряжение. 

«Отвлекаемость» и «низкая работоспособность» также могут быть следствиями незрелости зрительно-пространственного восприятия, которое влияет в том числе на удержание внимания на одном месте. 

Трудности с плавным слежением ― когда ребенок не может удерживать взгляд на одной строчке ― по цепочке ведут к трудностям в чтении и письме.

Если ребенок знает, пишет буквы ― то со зрительно-пространственным восприятием все в порядке?

По словам Наталии Романовой-Африкантовой, довольно часто она сталкивается с ситуацией, когда ребенок, казалось бы, неплохо пишет в прописях. 

Но навык этот сформировался за счет зрительной памяти, которая смогла запомнить образы букв, и моторной памяти, которая смогла запомнить, как их воспроизводить.

При этом понимание, из каких элементов состоят эти буквы, у ребенка не сформировано.

Тогда после окончания периода прописей у таких детей каждый раз будет «закипать мозг» при написании слов типа «шишки». Потому что для этого не хватает важных функциональных «кирпичиков» ― нужно уметь различать элементы и количество элементов в буквах «Ш», «И».

____________________________

Мы рассказали о некоторых трудностях, к которым может приводить незрелость одного из компонентов школьной готовности, не для того, чтобы родителям будущих школьников стало еще тревожнее.

В нашей команде есть родители будущих первоклассников ― и добавлять переживаний мы точно не стремимся:)

Фото детей школьного и дошкольного возраста

Наоборот: понимание, из чего складывается эта самая «готовность к школе» и что конкретно мы можем сделать для ребенка и для себя для успешного обучения, дает больше спокойствия, веры в собственные силы.

И Наталия Романова-Африкантова подтверждает эту мысль:


Функциональная готовность к школе и зрелость ребенка, а также здоровое отношение к школе родителей, по моим наблюдениям, сводят риски возникновения школьных трудностей к минимуму. 
Именно поэтому важно вновь и вновь говорить об этом, чтобы родители очередных первоклашек соломку подстелили, зрительное восприятие ребенка проверили, себя успокоили ― и в первый класс!

Подробнее о компонентах школьной готовности и о том, что делать, например, для развития зрительно-пространственного восприятия, Наталия Романова-Африкантова рассказала на с онлайн-практикуме «К школе готов!»

В первый день:

  • мы разберем, что такое психологическая, педагогическая, физиологическая и когнитивная готовность к школе;
  • проведем простую диагностику школьной готовности ребенка;
  • выявим риски и «подводные камни», определим сильные стороны будущего школьника;
  • обсудим, в каком возрасте лучше идти в школу, если ребенок родился осенью или зимой.

Во второй день:

  • обсудим, что хорошего есть на курсах подготовки и чего они точно не дают;
  • «пройдемся» по кружкам, которые могут быть полезны в предшкольный год;
  • посмотрим, стоит ли обучать письму и чтению ребенка до школы;
  • разберем простые упражнения на развитие важных для обучения навыков;
  • наметим шаги по подготовке ребенка к школе.

Практикум будет полезен:

  • для родителей «завтрашних» первоклассников ― вы сможете лучше подготовиться, учесть возможные сложности и скорректировать при необходимости свои действия сейчас при выборе кружков, занятий и т. д.;
  • для родителей, чьи дети родились осенью или зимой ― информация поможет принять более взвешенное решение о том, в каком году идти в первый класс;
  • для родителей детей 5-6 лет ― у вас будет более целостное представление о готовности ребенка к школе, которое поможет выстроить грамотную стратегию по подготовке к обучению в будущем.

Практикум можно посмотреть в записи.

Узнать все подробности и
записаться на практикум

↓↓↓

Для тех, кому важна всесторонняя подготовка к первому классу

Успешность ребенка в обучении зависит во многом от школьной готовности самого ребенка, готовности родителя, образовательных целей и правильной адаптации первоклассника.

Все эти темы Наталия Романова-Африкантова разбирает в тематических практикумах: 

Практикум «К школе готов!» о диагностике готовности ребенка и родителя (можно приобрести запись).

Практикум «Выбор школы», о котором мы рассказали выше.

Практикум «Первый раз в первый класс» о том, как поддержать ребенка в первом классе.  


Вы можете приобретать практикумы по отдельности на наиболее актуальную тему. Или воспользоваться спецценой на пакет сразу из трех практикумов (доступ к трансляциям + записи на 6 месяцев).

Хочу сразу все три практикума
о будущих первоклассниках

*****

Иду только на практикум «К школе готов!»