Дело дня в помощь «невнимательному» ребенку • Школа родительства «Большая Медведица»

Инструменты для поддержки и развития внимания у ребенка

В январе после каникул мы делимся с вами поддерживающими экспертными материалами о том, как сделать учебу ребенка легче для всей семьи. Помогаем вам (и себе:) настроиться на «волну» без ссор из-за домашки и найти новые способы помощи для родителя и ребенка. Впереди весна и лето. Все будет хорошо!

На прошлой неделе мы говорили о мотивации. А на этой речь пойдет непосредственно об обучающем процессе.

Начнем с темы внимания. И нашим экспертом вновь выступит детский нейропсихолог, клинический психолог Наталия Романова-Африкантова. 

Итак, когда мы говорим о трудностях с произвольным (управляемым) вниманием у ребенка, важно разграничивать ситуации:

  • когда ребенок искренне старается, ему важно, чтобы получилось, ― и у него не получается;
  • когда ребенок, в общем-то, и не хочет. 

Во втором случае речь о мотивации, и ее мы подробно разбирали на курсе «Хочу. Могу. Делаю».

А вот на первой ситуации остановимся подробнее. И для этого пройдем по следам второй лекции курса «Учиться легко».

_____________________________________ 

Дефицит внимания бывает разный

Помимо трудностей, вызванных синдромом дефицита внимания СДВГ, могут быть сложности, связанные с дефицитами в первом или третьем функциональных блоках мозга.

От того, где «живет» первопричина сложностей с вниманием, зависит стратегия помощи ребенку.

В сегодняшнем письме мы рассмотрим подробнее третий функциональный блок мозга. Он непосредственно отвечает за программирование деятельности, за регуляцию деятельности и контроль. То, что относится, в первую очередь, к произвольному вниманию: 

  • программирование этого внимания, 
  • контроль за тем, где находится это наше внимание.
из презентации ко второй лекции курса «Учиться легко»

Что мы можем сделать? 

На самом деле это касается большинства случаев ― и при СДВГ, и при дефицитах функциональных блоков мозга. 

Первое ― мы оказываем помощь симптоматически.

То есть помогаем ребенку организовать его деятельность так, чтобы имеющиеся у него особенности минимально сказывались на том, что он делает и насколько у него это получается.

_____________________________________

Реперные точки

Можно и нужно ребенку предлагать такой инструмент как реперные точки. 

Это могут быть самые разные реперные точки. Например, «привязанные» к определенному этапу в домашке:

― Если ты переворачиваешь страницу, то должен проверить всё-всё, что ты написал на этой странице. 

Наша задача — помогать ребенку и давать ему не только рыбу, но и удочку. Давать ему инструменты, учить его пользоваться этими инструментами и помогать ему выработать привычку по работе с этими инструментами.

― У тебя закончилась страничка, ты переворачиваешь — проверь.

Реперной точкой может быть выход из школы. 

― Прежде чем выйти из школы, проверь, что у тебя есть телефон, сменка и т.д. 

И первое время, когда мы ребёнка встречаем, мы его спрашиваем:

― Ты выходишь из школы, проверил ли ты вот это, вот это, вот это, вот это?

Получается, мама выполняет поначалу контролирующую роль в реперной точке, а затем у ребенка вырабатывается привычка.

Реперные точки помогают выработать автоматизмы, которые, несмотря на дефицит внимания и осознанности, будут выполнены, потому что сформирована привычка. 

И обязательно положительное подкрепление, позитивная поддержка: т.е. мы отмечаем на каждом таком переходе, на каждой реперной точке, что у ребенка получилось, что он сделал.

А далее помогаем ребенку сфокусироваться на следующих шагах. 

― Это ты сделал. Тебе осталось вот это. У тебя пять пунктов, осталось уже два.

Мы можем ввести реперную точку под названием «дело дня».

― Ты определяешь заранее, что у тебя есть одно важное дело дня — контрольная, самостоятельная, рассказать стихотворение или ещё что-то. И перед этим делом дня ты делаешь то-то и то-то. 

Очень часто помогают аллегории: 

― Представь, что у тебя есть кнопочка, которая включает твоё внимание. 

И мы учимся с ребёнком «включать» внимание с помощью коротких игр, упражнений (одно будет ниже в письме), мозжечковой стимуляции. Можем придумать физический жест, который демонстрирует нажатие этой кнопочки.

Накануне и утром перед делом дня мы проговариваем с ребенком, на каком уроке у него будет контрольная и как он будет включать внимание.

Если кнопка не включается, возможно, вниманию не хватает заряда «батарейки». 

Можно предложить постоять ребёнку на одной ноге, на другой ноге, наклониться головой вниз, наклониться вправо, наклониться влево, попрыгать ― эта та самая базовая мозжечковая стимуляция, которую можно без балансировочной доски прямо в рамках школы сделать  ― так, например,  мы работаем непосредственно с первым функциональным блоком мозга, который отвечает за «батарейку», «уровень заряда» нашего внимания.

Реперные точки ― это один из способов симптоматической терапии. В лекции мы рассматриваем и другие варианты, а сейчас проговорим ключевое правило в организации обучающей среды дома.

_____________________________________

Важное условие в организации среды обучения ребенка дома

Светло, тихо, нет отвлекающих моментов. 

Не нужно усаживать за уроки ребенка, у которого есть трудности с вниманием, в кухню-столовую, где в это время мама готовит, а младший брат ползает под ногами и играет. Это провальная затея.

У ребенка должна быть возможность делать уроки без отвлекающих моментов. 

Всё разложено определенным образом, и всё происходит в одном месте в одно время. 

Почему это важно?

Одинаковые условия фактически «замыливают» взгляд, и внимание ребенка «не скачет» между новыми яркими стимулами.

Это вырабатывает ту самую привычку и в целом снижает тревожность.

_____________________________________

«А как же разные упражнения на развитие внимания»?

Одно из таких упражнений ― корректурная проба. Делаем 2 минуты в день.

Мы берем любой журнал, любую книгу и предлагаем ребёнку, например, сначала зачеркнуть все гласные буквы крестиком. 

В следующий раз мы предлагаем ребёнку зачеркнуть одной чертой все буквы «о». А потом мы можем предложить обвести кружочком все согласные буквы и при этом зачеркнуть крестиком, например, все буквы «а». 

Корректурная проба Бурдона ― это диагностическая методика. Но иногда ее используют для коррекции. И мы предлагаем детям использовать эту пробу именно для тренировки произвольного внимания и концентрации внимания. 

Что важно понимать про подобные упражнения и различные игры на внимание?

В зависимости от того, с чем связаны трудности с вниманием, эффективность упражнений будет разная. 

Это не панацея, но способ, который работает в комплексе с другими способами поддержки.

_____________________________________

Какие еще темы мы обсудили на второй лекции курса «Учиться легко»

  • Что влияет на выработку дофамина и в каких случаях стоит обратиться к врачу. Почему сладкое может сильно навредить.
  • Внимание произвольное и непроизвольное: в чем разница и почему не стоит торопиться в школу раньше времени, даже если ребенок уже умеет считать и писать.
  • Что еще важно учесть в организации среды дома, чтобы ребенку было легче фокусировать внимание на учебном процессе.
  • Другие игры, упражнения и одна книга в помощь родителю для развития внимания у ребенка. 
  • Календари, напоминалки и другие способы визуальной помощи ребенку. Не вредна ли для мотивации система с наклейками и поощрениями в конце срока за выполненные задания?
  • СДВГ: как диагностируется и почему много споров из-за «гипердиагностики».
  • Первый функциональный блок: какие дефициты внимания с ним связаны, зачем идти к офтальмологу, в чем польза йоги и как родители могут помогать ребенку справляться.

Напомним:


До 31 января включительно 
запись курса «Учиться легко» можно приобрести со скидкой 60%

Узнать все подробности

Курс состоит из 4 лекций. Помимо темы внимания, вы разберете:

✅ почему ребенок может быть неуспешен в школе, даже если он умный и старательный;

✅ что необходимо, чтобы ребенок подружился с чтением;

✅ как рождается красивый почерк и почему могут возникать сложности с обучением письму

Хотите научиться

помогать детям преодолевать сложности в учебе, 

видеть в трудностях возможности для развития 

и не разрушаться от плохих оценок?

Присоединяйтесь!

минус 60% по 31 января включительно