В чем плюсы детского непослушания • Школа родительства «Большая Медведица»

Когда мы говорим про непослушание, мы говорим про инстинкт противления.

Противление ― это защитная реакция на испытываемый контроль и принуждение.

О важности противления в развитии ребенка и о том, как вести себя родителям, когда ребенок «не слушается», мы говорили на третьей лекции Цикла «Встать на крыло. Как создать для детей надежный тыл» с психологом, директором русскоязычного отделения Института Ньюфелда Ольгой Писарик.

По традиции приглашаем Вас пройти по следам той лекции, чтобы прикоснуться к теме, взглянуть на некоторые вопросы по-другому и, возможно, что-то изменить в своих отношениях с близкими.

Как «выглядит» инстинкт противления

Инстинктивная реакция ― реакция, которая не возникает ПОСЛЕ того, как мы подумали. Она возникает сразу, ДО того, как мы подумали.

Делать противоположное ожидаемому,
нарушать правила,
устраивать тихую забастовку
не слушаться и вести себя вызывающе,
сопротивляться и противостоять,
артачиться и огрызаться,
зацикливаться на запретах,
быть своевольным и упрямым,
быть непокорным и дерзким

― в основе этих реакции инстинкт противления. Это защитная реакция на испытываемое принуждение: физическое, поведенческое, эмоциональное, когнитивное, психологическое.

Зачем нам такой инстинкт: две главные задачи

В первую очередь, инстинкт противления стоит на службе привязанности. Задача номер один — противиться воле чужих людей извне.

Древний механизм не позволял увести ребенка из племени. Ребёнок слушается только тех, к кому привязан, тех, с кем у него сейчас налажены отношения, налажена связь.

Противление расчищает площадку для своих привязанностей: отталкивает чужие привязанности и удерживает свои.

Слушаюсь только своих и когда привязан.

И вторая задача противления — сопротивляться чужой воле, чтобы пробить, освободить пространство для собственной.

Никто не рождается с точным знанием, чего он хочет. Желания, идеи, мысли и мечты должны вырасти. Для этого нужно время и пространство. И противление, сопротивление чужой воле расчищает это пространство, чтобы могла вырасти уже собственная воля ребёнка.

Противление как бы очищает от излишнего внешнего шума возможность почувствовать собственные планы, намерения, идеи, ценности, желания и ожидания: «А что я хочу? А что для меня важно?»

Противление помогает пробить дорогу, оградиться от чужих ожиданий, требований, ценностей, желаний, суждений, намерений, планов, идей.

С какой целью?

Чтобы развились собственные. Фактически для того, чтобы расчистить площадку и привязаться к самому себе.

Шпаргалка: когда возникает противление

Противление возникает, когда производимое давление больше, чем стремление к близости у ребёнка.

Распоряжения > стремление исполнить.
Обязанности > потребность выполнить.
Ожидания > желание удовлетворить.
Давление > желание соответствовать.
Напористость > желание быть хорошим.

Противление возникает, когда ощущение принуждения больше, чем чувство собственной воли.

Ожидания > инициатива.
Давление > цели.
Необходимость > желания.
Требования > мечты.
Похвала > интерес.

Как обычно развивается ситуация с противлением в семье

Ольга Писарик назвала это «Драмой застрявшего ребенка» в трех актах.

Акт I

Дети застревают в своем противлении. Взрослые начинают давить. С супругами это, кстати, так же работает. Мы озвучиваем просьбу ― ребенок противится.

И наш инстинкт какой? Надавить. Приложить усилия.

Акт II

Дети чувствуют давление и начинают еще больше тормозить.

― Быстрее, ну! Собираемся уже. Мы проспали! Поторопитесь!

Но все происходит как в замедленной съемке.

Акт III

Дети застревают в своем противлении, взрослые застревают в своей настойчивости.

― Я кому сказала!
― Сколько раз можно повторять!
― Я уже 100 раз тебе сказала!

Наша настойчивость порождает сопротивление. Наше давление вызывает еще большее торможение. Получается замкнутый круг.

А что делать родителям?

Инстинкт противления полезен. Это мы выяснили. Но ведь с ним нужно как-то жить. Родителям нужно как-то разгадывать все эти ребусы развития ребенка и как-то сделать так, чтобы ребенок все же слушался, а не отвечал в любой ситуации: «Нет! Не буду! Не хочу!»

Основной подход основывается как раз на первой задаче инстинкта противления ― быть на службе у привязанности.

Проблемы с противлением возникают там, где есть проблемы с привязанностью.

Это не значит, что ребенок с крепкой привязанностью во всем безоговорочно слушается родителей. Вовсе нет. Но все случаи противления не переходят в хроническую форму.

О том, как поддерживать атмосферу контакта и близости, давать ребёнку ощущение того, что привязанность активна, надежна, безопасна, Ольга Писарик рассказывает на протяжении всего Цикла «Встать на крыло. Как создать для детей надежный тыл».

Мы подробно, по шагам, обсуждаем ситуации, когда нужно перевести внимание ребенка на что-то, что ему сейчас неинтересно. Когда нужно быстро собраться, проснуться и т. д.

А сейчас перечислим несколько рекомендаций по работе с противлением

Если Вы чувствуете, что ребёнок сопротивляется или он не на Вашей волне, сейчас занят чем-то другим:

  • отказывайтесь от принуждения,
  • воздерживайтесь от командного тона или директивного поведения,
  • озвучивайте планы не слишком явно,
  • не фокусируйтесь на том, что ребёнок должен и обязан,
  • используйте как можно меньше власти и усилий,
  • используйте распорядок и ритуалы, чтобы организовывать поведение,
  • уводите внимание от принудительных аспектов ситуации.

О ритуалах. С ними не спорят. Если каждый день одно и то же: если после ужина мы читаем книжку, потом моемся, принимаем ванну, потом чистим зубы – так наша жизнь вращается, Солнце так вращается, Земля вокруг Солнца вращается, Солнце всходит и заходит. Ритуалы помогают уменьшать противление.

О принуждении. Давайте ребенку выбор. Старайтесь не акцентировать внимание на том, что он должен.

Если мы знаем, что встать нужно рано и прийти вовремя в поликлинику к 8:00, то просто будим ребенка минут на 15 минут раньше, сидим с ним и обнимаемся. Шепчем ему что-то интересное на ушко. Потом аккуратненько, тихонечко его одеваем, кормим вкусным завтраком и спокойно идем в поликлинику. И по дороге между делом озвучиваем план.

Основное правило ― мы отказываемся от давления или принуждения к послушанию.


Подробно о действиях родителей в разных ситуациях противления мы говорим в полном Цикле «Встать на крыло. Как создать для детей надежный тыл»

Цикл "Встать на крыло"