Даже если кажется, что со зрением нет проблем.
Детский нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова рассказывает, как почерк и сложности с письмом зависят от особенностей зрения у ребенка:
«Для того, чтобы научить ребенка писать, нам нужно понимать, что ребенок, в принципе, видит строчку и воспринимает ее правильно.
Бывают дети, которые из-за дефицита зрительно-пространственного восприятия могут начать писать на одной строчке, а закончить на другой.
Помните, как в прописях: узкая строчка – широкая строчка – узкая строчка? У меня были дети, которые начинают писать в первой узкой строчке между двумя линиями, потом сползают, пишут в широкую строчку между двумя линиями и потом до конца еще одной линией письма от края до края страницы спускаются в третью строчку – во вторую узкую. И потом снова пишут маленькие буквы.
Это про зрительно-пространственное восприятие.
К сожалению, неоднократно наблюдаю в своей работе и родительской жизни крайне низкий уровень офтальмологического обследования при оформлении карты, которую готовят для поступления в школу.
Дорогие родители, офтальмологи в таких ситуациях проверяют у детей, как правило, исключительно близорукость — миопию.
У нас, к сожалению, не смотрят аккомодацию, то есть перефокусировку: умение фокусироваться сначала на дальний фокус, потом на ближний фокус, что очень важно, когда ребенок смотрит на учителя, потом в тетрадь, потом на доску. И у нас практически не смотрят дальнозоркость.
Детей, у которых пропущены дефициты, связанные непосредственно со зрительным аппаратом, огромное количество.
Поэтому решать трудности с письмом, трудности с чтением, начинаем всегда с хорошего окулиста.
Из моей личной практики только за этот учебный год, четверо из детей, которым все, включая логопедов, ставили дислексию и дисграфию, никаких проблем, связанных с дислексией и с дисграфией, не имели. А имели исключительно проблемы, которые решаются офтальмологами.
Аналогично, если ребенку тяжело дается чтение. То есть вроде бы и получается, но очень сильное сопротивление, очень быстро устает, трет глаза, трудно ребенку справиться вот с этим заданием. А после того, как писал или читал, истерит.
Это опять история про то, что может быть небольшая дальнозоркость. Ребенок может напряжением зрения увидеть, как выглядит задание. Но это напряжение приводит к истерикам, к головным болям, к поведенческим трудностям и так далее.
Крайне рекомендую вообще всем — даже тем, наверное, у кого нет особых трудностей — обязательно посетить хорошего офтальмолога».
Фрагмент из онлайн-курса «Если в школе трудно». Все, что нужно знать родителям, чтобы дети учились без стресса и не теряли интерес к учебе из-за возникающих трудностей.
Прочитайте нашу статью про внутреннюю батарейку. В начале этой лекции про внимание Наташа говорила, что батарейку «сажают» эмоции. И что, например, если влюбленный подросток весь заряд жахнет на свои чувства, а не на учебу. Смотреть надо, на что он расходует энергию, и оттуда уже копать. Наталия описывает в лекции ритуал:
— Вечером напомнить про важное дело
— Утром напомнить
— Перед делом подвигаться — вправо, влево. Мозжечковая стимуляция.
— Подышать.
— Потереть запястье, включая «кнопку».
Это будет работать и со взрослыми, если это все осознанно сделать.