Тест от детского нейропсихолога: Проверка родительской готовности к школе • Школа родительства «Большая Медведица»

Как влияют на учебную мотивацию ребенка ложные установки родителе

Мы много говорим о готовности детей к школе, о том, что у ребенка должны созреть определенные функциональные «кирпичики», которые обеспечивают автоматическую работу мотивационного кольца «хочу – пробую – получается – положительное подкрепление – снова хочу». 

Но почти никогда не обсуждаем готовность к школе самого родителя. Исправляемся!В сегодняшней публикации вместе с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой, автором онлайн-курса о детской мотивации «Хочу. Могу. Делаю», мы разберем, почему для обеспечения работы «мотивационного кольца» у ребенка родитель должен быть также достаточно подготовлен к школе.

Чек-лист

который показывает, что родитель недостаточно готов к тому, чтобы его ребенок самостоятельно и замотивированно учился в школе

Для родителя результат важнее, чем отношение самого ребенка к результату

Если Вы спрашиваете: «Что получил? Какая оценка?» — но при этом не спрашиваете отношения ребенка к этому всему, то это плохой признак. 

Велика вероятность того, что Вы внутреннюю мотивацию ребенка очень быстро подмените на внешнюю. 

Как это отследить в себе?

Когда у ребенка что-то не получается, Вы испытываете тревогу. 

У Вас нет уверенности и понимания того, что этап, когда не получается – это нормально, это элемент обучения и так может быть. 

У Вас появляется смутное переживание, что «никогда не получится» или «получится позже других», или «он недостаточно одаренный, раз у него сразу, с первой попытки, не получается» или «он какой-то не такой», или «он не гениальный, как вам казалось, и его неуспех заставляет вас испытывать тревогу». 

Родитель считает, что программа начальной школы, настолько проста, что в ней можно учиться только на «4» и «5»

А если вдруг ребенок получает в начальной школе другие оценки, то это либо потому что он ленивый, либо потому что он недостаточно умный, либо потому что родители недостаточно уделяют ребенку внимание.

В этом случае, скорее всего, Вы не очень хорошо понимаете, что то, что нам кажется простым и даже элементарным, для того возраста, в котором находятся первоклассники, является сложным. 

Эти навыки содержат в себе очень много разных функций. И эти функции должны быть использованы интегрированно для того, чтобы ребенок мог читать, писать, понимать прочитанное, писать грамотно и, опять же, понимать смысл того, что пишет, прислушиваться к учителю, быть внимательным и так далее. 

Даже одаренность ребенка в каждом из этих компонентов не означает, что эти компоненты легко и быстро вместе соберутся. 

Родитель на замечание учителя или сообщение о плохой оценке старается отреагировать сразу, при ребенке

Если Вы считаете, что должны при жалобщике сказать ребенку: «Что же ты был невнимательный! Почему же ты не слушался?!» — то есть сразу проявить свою реакцию, чтобы тренер или педагог заметили, что Вы реагируете на его слова, воспитываете и ругаете ребенка, то Вам следует подумать над этим сценарием своего ответа и почему он запускается в автоматическом режиме. 

Если Вы позволяете себе делать замечание ребенка в присутствии других детей и взрослых, ругать его, что-то ему говорить, то такая Ваша реакция будет влиять на работу того самого «кольца мотивации» про положительное подкрепление и сохранение учебной мотивации.

Оценки и успехи ребенка напрямую влияют на настроение родителя 

Если успеваемость ребенка напрямую влияет на Ваше настроение, на то, как Вы себя чувствуете, на Вашу самооценку, то это тоже говорит о Вашей неготовности к самостоятельной и мотивированной учебе ребенка в школе. 

Мы должны эти вещи разделять. Есть ребенок, есть его цели и его задачи. А у Вас есть своя жизнь, свои цели и задачи. И ребенка Вы просто любите. И то, какого качества у Вас получился ребенок, никаким образом не отражается на каких-то Ваших качествах или на том, хороший или плохой Вы родитель.

✅ Родитель считает, что если ребенок может быть отличником, то он должен быть отличником

Еще одно большое заблуждение, которое испытывают родители, – это заблуждение из области «если может — значит должен». 

«Вот ты можешь по математике на «5» — значит ты должен учиться только на «5» и ни в коем случае не на «4».

«Если ты талантлив и одарен во всем, то должен быть в школе отличником, в музыкальной школе — лауреатом всех возможных премий, в спортивной школе — чемпионом». И неважно, что ребенок чем-то может хотеть заниматься для своего удовольствия. 

Я ни в коем случае не говорю о том, что ребенок может по математике на «5», а занимается на «2», и это нормально. Но если само это убеждение: «Ты можешь на «5» – значит должен учиться именно на «5», — у Вас в голове есть, то Вам стоит подумать о том, откуда оно там появилось. 

Родитель убежден, что должен контролировать учебу ребенка в ежедневном режиме, обязательно проверять выполнение домашнего задания 

Если Вы считаете, что обязанность родителя — строго следить за учебой ребенка, то я рада Вас приветствовать на нашем онлайн-курсе о детской мотивации «Хочу. Могу. Делаю», где мы как раз говорим о том, почему так делать не надо. 

Второй родитель / бабушка / дедушка / няня ожидают от ребенка только отличных оценок

Если дополнительные силы в лице второго родителя или бабушек-дедушек, няни требуют от ребенка только отличных оценок или всего того, о чем мы говорили выше, то это тоже является показателем возможной неготовности семейной системы к тому, что в ней будет самостоятельный и эффективный школьник.

❗️ Если Вы отметили совпадение с какими-то из перечисленных установок (даже если только с одной), то с этим стоит поработать до того, как Ваш ребенок пойдет в школу, или сразу же после того, как только Вы это осознали, если ребенок в школу уже ходит.

_________________

Присоединяйтесь к нашему эфиру с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой! 

Обсудим, как сделать так:

  • чтобы школа после каникул не была стрессом для всей семьи;
  • чтобы не терзаться муками совести о счастливом ничегонеделании на отдыхе и забытой домашке;
  • чтобы наладить учебный ритм за короткий срок и без ссор с ребенком;
  • чтобы не растерять желание учиться за первые недели в школе после каникул.

Мы обязательно подробно поговорим о том, как связаны прогулки и хорошая успеваемость в школе.

Романова-Африкантова Наталия. Бесплатная онлайн-лекция «Гулять нельзя учиться. Онлайн-шпаргалка для родителей по детской мотивации после каникул»

______________

Тех, кто готов больше практиковаться, глубже изучать тему вовлечения ребенка в учебный процесс, развития его сильных сторон, самостоятельного выполнения домашних заданий без слез и ссор, мы приглашаем на онлайн-курс о детской мотивации из четырех практикумов «Хочу. Могу. Делаю»

Курс доступен в записи. За четыре встречи вместе с Наталией Романовой-Африкантовой мы разобрали десятки самых острых вопросов, включая такие→

  • Принцип действия мотивации у детей
  • Как родители разрывают цепочку детской мотивации
  • В чем разница между положительным и отрицательным подкреплением
  • Как сохранять мотивацию у детей в спортивной/музыкальной/художественной школе
  • Как научить самостоятельно делать уроки
  • Как внешняя мотивация разрушает внутреннюю
  • Отношение к оценкам – от чего зависит
  • Подготовка к экзаменам и контрольным – как мотивировать
  • Чувство времени. Что это и откуда берется
  • Как научить ребенка достигать целей
  • Очевидно ли ребенку, что результат зависит от усилий

Хочу. Могу. Делаю. Романова-Африкантова