Тест на готовность к школе с «подзорной трубой» • Школа родительства «Большая Медведица»

Ведущий глаз, ведущее ухо… А при чем здесь успешность в школе?

Как понять, что ребенок точно готов к школе?

Детский нейропсихолог, клинический психолог, дважды мама Наталия Романова-Африкантова уверена, что оценки только педагогической (академической) готовности недостаточно.

Важно использовать междисциплинарный подход, т. е. проводить диагностику сразу в нескольких областях/дисциплинах, чтобы свести к минимуму риски возникновения трудностей в школе. 

Наталия Романова-Африкантова с сыном на руках
Наталия Романова-Африкантова с сыном

В первом эфире онлайн-практикума «К школе готов!» Наталия подробно разобрала компоненты школьной готовности ребенка и рассказала:

как самостоятельно родители могут провести диагностику такой готовности и в каких случаях стоит сразу обратиться к специалисту.

По традиции приглашаем вас пройти по следам состоявшегося практикума и провести короткий тест с «подзорной трубой» и часами.

«Посмотри в подзорную трубу. Послушай, как тикают часы»

Один из важных компонентов школьной готовности ― латеральная организация.

Звучит сложно:) На практике же диагностика включает в себя в первую очередь определение ведущего глаза, ведущего уха, ведущей руки.

Почему это важно?

Потому что в общем случае, если у ребенка ведущая рука, глаз и ухо одноименные, это не добавляет никаких сложностей к школьному обучению.

А если, например, у ребенка правая ведущая рука и левый ведущий глаз, то это дает дополнительную нагрузку на межполушарные связи и влияет на скорость обработки информации и на темп деятельности.

У детей с ведущим левым глазом часто бывают сложности с окуломоторным контролем и с вектором.

Ведущий левый глаз автоматически сканирует пространство справа налево. В русском же языке мы читаем слева направо. Ребенок пытается читать слово с конца, ему приходится все время перепрыгивать, удерживать контроль. Это тяжело.

Как следствие могут возникнуть разные сложности в освоении чтения. Из практики Наталии: таким детям иногда даже ставится диагноз «дислексия», а на деле оказывается, что у ребенка ― ведущий левый глаз и не сформирован правильный вектор, правильное сканирование пространства слева направо.

Как самостоятельно определить ведущий глаз у ребенка?

Скручиваем простой лист бумаги в трубку и предлагаем ребенку посмотреть в «подзорную трубу». 

Если ребёнок смотрит правым глазом, а левый прикрывает, значит, у него ведущий правый глаз. Если ребёнок смотрит левым глазом, а правый зажмуривает, то у него, соответственно, левый глаз ― ведущий.

А как определить ведущее ухо?

Теперь берем часы, кладем на стол и просим ребёнка поднести ухо. Не взять часы (потому что здесь может сработать ведущая рука), а поднести ухо и послушать, тикают они или нет. 

Желательно сделать такие пробы несколько раз, чтобы убедиться, что выбор не был случайным и не был продиктован каким-то другим фактором (например, подойти к часам было удобно с определенной стороны, и именно это определило выбор, какое ухо приложить).

А что с ведущей рукой?

Если ребенку уже скоро в школу, а вы не уверены, правша он или левша, ― это однозначный повод для нейропсихологической диагностики у специалиста.

Есть мнение, что амбидекстры — это гении. 

«И такое тоже случается, ― соглашается Наталия Романова-Африкантова. ― Но в большинстве случаев это нам говорит не о гениальности, а об определенных дефицитах, которые мешают мозгу выбрать ведущую руку».

Если ведущая рука у ребенка ― левая, то Наталия также рекомендует провести дополнительную диагностику со специалистом. Важно определить причины и особенности левшества, потому что часто оно бывает компенсаторным. 

Исследования показывают, что среди левшей, особенно компенсаторных, выше риски дефицитов зрительно-пространственного восприятия. Поэтому стоит обратиться к специалисту, чтобы при необходимости помочь ребенку подготовиться к школе.

_______________________

Конечная цель комплексной, междисциплинарной диагностики готовности ребенка в школе ― снизить риски трудностей обучения. 

Чем раньше и качественнее мы проверим зрелость различных компонентов, тем больше у нас будет возможностей, чтобы что-то скорректировать, «подстелить соломку».

В этой статье ― крошечная часть первого эфира практикума «К школе готов!», который длился почти 2 часа. Даже десяти писем будет мало, чтобы все рассказать:)

Вот некоторые темы, которые мы успели обсудить и которые могут быть актуальными для вас→

  • 10 признаков неблагополучия младшего школьника (спойлер: академическая успеваемость ― не всегда показатель успешности в обучении)
  • Когда проводить диагностику готовности к школе: 3 ключевых периода
  • Книги, которые могут использовать родители и специалисты для диагностики
  • Почему важно обязательно проверить зрение ребенка перед школой, какие параметры важны и почему диагноз «дислексия» иногда не подтверждается, т. к. трудности связаны со зрением
  • Что такое «мотивационная готовность» и почему важно играть с детьми в школу
  • Социально-коммуникативное развитие. На что обратить внимание родителям
  • Проба на самооценку. Зачем и какой результат желательно получить
  • Три простых теста на внимание и память
  • Как связаны устная речь и списывание с ошибками
  • Диагностика физической готовности ребенка. Можно ли доверять тесту с касанием рукой противоположного уха и зачем становиться на четвереньки
  • Определение силы нервной системы. Кому показаны перерывы каждые 10-15 минут, а кому важно закончить начатое без перерывов

Если первый эфир практикума «К школе готов!» посвящен диагностике, то второй отвечает на вопрос, как подготовить ребенка к школе, как развивать необходимые компоненты для успешного обучения.

Практикум будет полезен:

  • для родителей «завтрашних» первоклассников ― вы сможете лучше подготовиться, учесть возможные сложности и скорректировать при необходимости свои действия сейчас при выборе кружков, занятий и т. д.;  
  • для родителей, чьи дети родились осенью или зимой ― информация поможет принять более взвешенное решение о том, в каком году идти в первый класс;  
  • для родителей детей 5-6 лет ― у вас будет более целостное представление о готовности ребенка к школе, которое поможет выстроить грамотную стратегию по подготовке к обучению в будущем.

Узнать все подробности
и записаться на практикум

↓↓↓

Для тех, кому важна всесторонняя подготовка к первому классу

Успешность ребенка в обучении зависит во многом от школьной готовности самого ребенка, готовности родителя, образовательных целей и правильной адаптации первоклассника.

Все эти темы Наталия Романова-Африкантова разбирает в тематических практикумах: 

Практикум «К школе готов!» о диагностике готовности ребенка и родителя (можно приобрести запись).

Практикум «Выбор школы», о котором мы рассказали выше.

Практикум «Первый раз в первый класс» о том, как поддержать ребенка в первом классе.  


Вы можете приобретать практикумы по отдельности на наиболее актуальную тему. Или воспользоваться спецценой на пакет сразу из трех практикумов (доступ к трансляциям + записи на 6 месяцев).
.

Хочу сразу все три практикума
о будущих первоклассниках

*****

Хочу только практикум о диагностике и подготовке к школе