Стремление к успеху или избегание неудач ― что выбирает ваш ребенок? • Школа родительства «Большая Медведица»

Какую стратегию вы и ваш ребенок используете в жизни?

Представьте, вам говорят, что где-то, куда вы очень хотите попасть, свободно всего одно место.

Вам говорят, что этого места не будет. Вы мысленно уже давно расстались с этой возможностью. 

Но вот это место внезапно свободно. 

Вы можете попытаться ровно в эту минуту — и непонятно, когда еще подвернется шанс. И подвернется ли, в принципе.

Вы точно знаете про себя, что это место вам подходит.

Но есть проблема. 

Здесь и сейчас вы не готовы на 100% к попытке занять это место.

Вам не хватает знаний. 

Или опыта. 

Вам кажется, что для этой попытки нужно выглядеть «с иголочки», а вы — в пижаме и с «гнездом» на голове.

И вам бы потренироваться — прогнать в голове примерный сценарий. Но по вам и вокруг вас скачут дети.

Дети! В идеале вы бы испытывали удачу без них — ведь они будут шуметь и отвлекать, и дергать. 

И у вас недостаточно сил на эту попытку. Ваша «внутренняя батарейка» нуждается в экстренной подзарядке.

_____________________________________

Что вы сделаете с этим шансом?

А. Решите, что, если вы не уверены в успехе прохождения этого испытания на 90%, то не судьба. 

Значит, это не ваш шанс, ведь вы не сможете конкурировать с кем-то, кто готов лучше вас, а такие скорее всего будут. Зачем пытаться, если в результате вы только расстроитесь? Потерпев неудачу сейчас — вы, скорее всего, не станете пробовать снова.

В. Напомните себе, что 100%-ная подготовка еще ничего не решает. И рискнете.

Так или иначе, многое зависит от настроя и веры в себя. Даже если ничего не выйдет — вы получите опыт. Да, вам будет обидно, и вы наверняка расстроитесь, но вы будете знать больше о том месте, где вы хотите быть. И в следующий раз у вас получится лучше. 

________________________________________

А теперь попробуйте представить на этом же месте
своего ребенка

Или предложите ему поразмышлять над этим сценарием.

Допустим, это его возможное место в проекте или команде мечты / лучшей школе / лучшем университете. При условии, что он сам хочет в эту школу и этот университет.

И он говорит:

― Пап/мам, я не смогу. Не готов. Не получится. Сейчас кто-то точно будет лучше меня.

У вас есть несколько минут, чтобы его переубедить. 

Как вы думаете, это возможно? 

________________________________________

 

«Могу ли я?» 

В предлагаемой ситуации и вы, и ваш ребенок отправляете запрос «могу ли я?» к своей самооценке. 

И она, как поисковая система, в считанные мгновения проделывает аналитическую работу→ 

  • Выдает релевантные вашему опыту ссылки. 

Вот здесь вы, не выучив билеты, пришли на экзамены и сдали лучше тех, кто готовился неделю; а здесь вы, опаздывая на самолет, рискнули и добежали за полминуты до закрытия регистрации.

Или:

здесь вы хотели принять участие в конкурсе стихов, но показали друзьям, они раскритиковали, и вы ничего не отослали; а здесь вы запаниковали на собеседовании так, что едва могли говорить, с тех пор любое чрезмерное волнение считаете своей помехой.

  • «Тестит» мотивацию. 

Ваша ли это цель, насколько сильно вы хотите это получить.

  • Сверяется с уровнем притязаний.

Считаете ли вы эту цель посильной для себя, и значит ли она для вас успех.

________________________________________

Задачка про перепрыгивание через пропасть

На первой лекции практического онлайн-цикла о детской (и взрослой) самооценке его автор, детский нейропсихолог и клинический психолог Наталия Романова-Африкантова предложила слушателям задачку про перепрыгивание через пропасть. 

Как если бы вы стояли перед пропастью и оценивали бы свои шансы ее перепрыгнуть:

  • как далеко нужно прыгнуть,
  • насколько глубокая пропасть,
  • умеете ли вы прыгать в длину или собираетесь прыгать впервые,
  • прыгали ли вы раньше на такое расстояние,
  • какие шансы не допрыгнуть,
  • прыгаете ли вы в одиночку, 
  • прыгают ли другие вместе с вами,
  • большинство тех, кто прыгают, допрыгивают до противоположного края или проваливаются, 
  • насколько сильно вы хотите оказаться на той стороне…

Именно ваша самооценка в этой задаче о перепрыгивании через пропасть отвечает за выбор основной стратегии поведения. 

Первая стратегия — стремление к успеху ―  говорит о завышенной самооценке.

Вы видите большую пропасть и будете стремиться ее перепрыгнуть даже с риском свалиться: «Да тут всего три метра!» 

Вторая стратегия — избегание неудач. 

Она встречается у людей с заниженной самооценкой.

Вы видите пропасть, которую можете даже не перепрыгнуть, а просто перешагнуть, но вы не станете пробовать, потому что сразу оцените свои шансы как нулевые. 

Именно так самооценка и влияет на нашу жизнь.

Попробуете вы или не попробуете.

Сделаете или не сделаете.

Прицелится ли ваш ребенок на «вышку» в МГУ или заранее решит, что не поступит и нет смысла готовиться.

При этом критически важно, чтобы самооценка все-таки была приближена к реальности, потому что: 

завышенная самооценка

может уронить вас в пропасть, 

а заниженная самооценка

будет мешать достичь того,

чего на самом деле вы можете достичь легко. 

________________________________________

А что с адекватной самооценкой?

На адекватную самооценку взрослого человека влияют два фактора:

  1. была ли в доподростковом возрасте сформирована здоровая самооценка;
  2. насколько ребенок мог рассчитывать на поддержку значимых взрослых (прежде всего, родителей) в подростковом возрасте.

Как сделать так, чтобы самооценка помогала, а не мешала реализации ребенка, мы разбираемся на протяжении всего практического онлайн-курса «Детская самооценка. Как помочь ребенку поверить в себя».

На первой лекции, которая уже доступна к прослушиванию в записи, мы выяснили:

✅ что такое низкая самооценка и чем это грозит; 

✅ завышенная самооценка лучше низкой или нет; 

✅ бывает ли стабильно адекватная самооценка; 

✅ что такое дифференцированная и целостная самооценка; 

✅ самооценка дошкольника/младшего школьника/подростка — чем отличается и что на нее влияет в каждом возрасте; 

✅ что такое уровень амбиций и как его определить; 

✅ уверенность в себе и самооценка — есть ли разница; 

✅ что такое самоценность и почему она важна в нашей жизни. 

У каждого участника к каждой лекции есть своя тетрадь-помогатор для исследования своей личной ситуации (тесты для ребенка и родителя), закрепления материала и плавных изменений реакций и поведения.

Также на протяжении всего курса работает чат с поддержкой участников от кураторов и автора курса Наталии Романовой-Африкантовой. В нем по горячим следам разбираем задания и вопросы.

Если вы задумывались о своем участии в курсе, но не могли решиться, возможно, сейчас — самое время.

🎁 В подарок вы получаете годовой доступ к записи лекции «Верю в себя! Как помочь ребенку не зависеть от чужого мнения»

Первый поток уже завершен, но вы можете оставить заявку на участие в следующем.

Детская самооценка. Как помочь ребенку поверить в себя