Школа для ребенка со слабой/сильной нервной системой • Школа родительства «Большая Медведица»

Какую учебную нагрузку могут выдерживать дети
с разными типами нервной системы.

Почему одни дети (и взрослые:) делают намеченное в последний момент, когда «все горит, ждать больше нельзя», а другие, напротив, быстро истощаясь в спешке и стрессе, предпочитают последовательно и системно решать задачи?

Почему одни дети успевают и в школу, и в музыкалку, и на драмкружок, кружок по фото, а другие сразу «сгорают» в многозадачности?

Причиной таких различий может быть тип нервной системы ребенка (для взрослого работает та же типология).

И именно особенности нервной системы ребенка, по мнению детского нейропсихолога, клинического психолога Наталии Романовой-Африкантовой, могут быть тем самым первым пунктом, который важно учитывать при выборе школы, построении образовательного маршрута и организации занятий.

Иначе возможны ситуации, когда:

  • умный, способный ребенок оказывается на грани невроза в сильной школе или быстро теряет учебную мотивацию от длительной дороги до школы и обратно; 
  • а ребенок, который «мобилизуется» в стрессе и соревнованиях, перестает совсем учиться в школе с «мягким» подходом к обучению.

В сегодняшней статье мы как раз и разберем главные различия двух основных типов нервной системы.

Слабый тип нервной системы

Обладатель этого типа,  вступая в работу, достаточно быстро истощается, а в ситуациях стресса работоспособность сильно падает.

Для ребенка со слабым типом нервной системы сам факт того, что засекают время и нужно работать на время, может становиться стрессом ― в итоге он теряется и не понимает, что делать. 

Любая соревновательная составляющая обучения также может вызывать стресс и, как следствие, быструю утомляемость.

Сильный тип нервной системы 

Такая нервная система хорошо работает в ситуации стресса. Здесь нет быстрого истощения. 

Сильный тип нервной системы — это классические прокрастинаторы, которые делают все в последний день, когда дедлайны «прижимают». Стресс мобилизует такую нервную систему. 

Обратная сторона ― детям с сильной нервной системой, как правило, сложно делать что-то в спокойном и размеренном темпе, когда нет сильного напряжения: «Ничего страшного не происходит, нигде не “горит” ― зачем прямо сейчас заниматься?»

В будущем это возможные спасатели и летчики-испытатели, но сейчас, в процессе обучения, у них возникают сложности: на уроках такие дети часто ведут себя слишком активно, им сложно усидеть на месте.

И родителям в подобной ситуации может казаться, что, если у ребенка есть сложности с вниманием, с тем, чтобы сидеть и быть «хорошим мальчиком», то такому ребенку нужна школа со свободным перемещением, с более мягкими правилами по дисциплине.

Но ребенку с сильной нервной системой в такой школе тоже придется трудно, потому что он не будет ничего делать. Если никто явным образом не настаивает, то он будет ненадолго чем-то интересоваться, а потом перегорать. 

Нет «плохого» и «хорошего» типа нервной системы

Есть особенности, которые важно учитывать при выстраивании образовательного маршрута ребенка и при выборе школы в том числе. 

Есть определенные виды деятельности, в которых человек с сильной нервной системой будет испытывать значительные сложности.

Точно так же есть определенные виды, в которых трудно придется обладателям слабого типа нервной системы. 


Тип нервной системы помогает оценить способность ребенка выдерживать стресс, нагрузку.

Поэтому уровень нагрузки на ребенка, по мнению Наталии Романовой-Африкантовой, должен определяться не уровнем его интеллекта, а типом его нервной системы:

насколько он готов выдерживать нагрузку, участвовать в соревновательной системе, работать в состоянии стресса, на время, на рекорд и т. д.

Умный, замечательный, интеллектуально развитый ребенок со слабой нервной системой,  отличник в обычной школе при переходе в сильную, возможно, и приобретет важные навыки с образовательной точки зрения. Но риск заполучить в «комплекте» невроз также очень высок.

И напротив, говоря о ребенке с сильной нервной системой, важно понимать: чем больший стресс ребенок может выдерживать, тем больше вероятность, что без стресса он почти не будет ничего делать, создавая впечатление у окружающих «немотивированного» ребенка.

«А можно ли как-то скорректировать тип нервной системы?»

Такой вопрос Наталия Романова-Африкантова часто слышит от родителей, обеспокоенных тем, что у их ребенка оказывается НЕ сильный тип нервной системы.

По мнению Наталии ― это не повод для расстройства и тревог, а фактор, который важно учитывать→


Нет ничего страшного или ужасного в том, что ребенок показал слабость нервной системы. Он может стать поэтом, художником, спортсменом, боксером и программистом, президентом и ученым, блогером и врачом, чемпионом и лидером.Ему НЕ противопоказаны никакие виды занятий. Ему НЕ рекомендованы излишние нагрузки — семь разных кружков в сочетании с языковой гимназией, изучение пяти иностранных языков или физико-математический лицей с ВУЗовскими требованиями, начиная с пятого класса.⠀По данным исследований, сильная нервная система встречается менее чем у 10% людей в популяции.⠀Они могут стать летчиками-испытателями, разведчиками, кардиохирургами, снайперами. Вот, пожалуй, список профессий, в которых без сильной нервной системы действительно будет тяжело (не значит, что невозможно).Значимо повлиять на силу нервных процессов нельзя. И не нужно. Но нужно понимать, что объем нагрузки, которая предлагается ребенку, должен соответствовать не уровню интеллекта, не академическим успехам, а силе нервной системы. Она не должна работать на износ. … Зная тип нервной системы, вы просто учитываете это — при выборе школы, количества кружков, выполнении домашнего задания.

Наталия Романова-Африкантова провела онлайн-практикум «Выбор школы», одной из тем которого стал тип нервной системы. 

Вместе с экспертом подробно обсудили, как можно определить этот тип (в т.ч. самостоятельно), какие особенности в обучении и выборе школы следует учитывать. 

Также мы обсудили:

✅ как выбрать школу для ребенка тревожного / высокочувствительного / с дефицитом внимания / не умеющего сдерживать эмоции / с особенностями здоровья; 

✅ какие существуют варианты школ и форм обучения, каким детям они показаны, а каким могут навредить;

✅ что можно сделать, когда выбор доступных школ ограничен или его совсем нет;

✅ как родительские тревоги и страхи могут помешать выбрать для ребенка школу, которая подходит ему, а не родителям; 

✅ на что влияет выбор школы, а на что — выбор учителя, как подобрать выигрышную комбинацию; 

что такое образовательные цели, зачем и как их ставить.

Практикум доступен в записи. 

Хочу разобраться,
как ставить целина обучение
и выбирать школу/педагога

↓↓↓

Для тех, кому важна всесторонняя подготовка к первому классу

Успешность ребенка в обучении зависит во многом от школьной готовности самого ребенка, готовности родителя, образовательных целей и правильной адаптации первоклассника.

Все эти темы Наталия Романова-Африкантова разбирает в тематических практикумах: 

Практикум «К школе готов!» о диагностике готовности ребенка и родителя (можно приобрести запись).

Практикум «Выбор школы», о котором мы рассказали выше.

Практикум «Первый раз в первый класс» о том, как поддержать ребенка в первом классе.  


Вы можете приобретать практикумы по отдельности на наиболее актуальную тему. Или воспользоваться спецценой на пакет сразу из трех практикумов (доступ к трансляциям + записи на 6 месяцев).

Хочу сразу все три практикума
о будущих первоклассниках

*****

Иду только на практикум про выбор школы