Привязанность как танец мамы и ребенка • Школа родительства «Большая Медведица»

Психолог Мария Летучева о том, что формирует опыт надежной привязанности и почему он идет в комплекте с другими стилями привязанности.

Спойлер: и это нормально. 

«Типы привязанности – это не диагноз. Я сторонник идеи, что в нас есть все. 

С разными людьми мы получали очень разный опыт. 

И даже с одними и теми же родителями мы могли получать разный опыт.

Более того, в процессе жизни мы также можем получать от близких людей разный отклик. 

Конечно, мы так устроены, что душой тянемся к надежной привязанности. Мы тянемся к тому, чтобы нам откликались безопасно, и сами тоже стараемся своим близким и своим детям откликаться безопасно. Вопрос, насколько у нас это получается.

Давайте посмотрим, как формируется стиль привязанности между мамой и ребенком. 

Мне больше нравится говорить «стиль», потому что он представляется мне не таким застывшим, как тип. «Вот меня определили как тип — значит, я теперь такой на всю жизнь». Это звучит как диагноз… Мне больше нравится именно «стиль», поскольку это определение подразумевает возможность что-то менять.

Как же формируется стиль привязанности?

Когда ребёнок рождается, когда мама встречается с ребенком, у них образуется двусторонняя система обратной связи. 

Что это такое?

Ребенок ничего об этом мире еще не знает, он приходит, ему тревожно. Он не знает, как к этому миру адаптироваться, со всех сторон врывается множество ощущений и переживаний. И ему тревожно! 

Мама – это тот человек, который представляет собой буфер между ребенком и вторгающимся, непонятным, полным новых ощущений внешним миром. То есть мама обеспечивает ему ту самую безопасность, тот самый отклик, которого ребенок ищет. Мама дает ребенку сигналы о том, что «он важен», «нужен», «мир прекрасен», «я тебе рада».

И у мамы, и у ребенка есть два типа поведения. Это поведение привязанности и исследовательское поведение. 

То есть у мамы есть поведение привязанности, которым она показывает ребенку, что «я с тобой», «я важен», «я здесь», «я о тебе забочусь». И у мамы есть исследовательское поведение, потому что мама не живет с ребенком в таком вакууме. Она тоже имеет свои интересы, свои другие отношения.

Когда ребенок рождается, он нуждается в постоянном подтверждении привязанности от мамы. И как только малыш получает достаточно этого подтверждения привязанности, у него возникает комплекс оживления — ребенок начинать маме откликаться. Мама, видя его отклик из поведения привязанности, радуется, улыбается, включается. И у них «танец» этой двусторонней обратной связи.

Но и у ребенка есть собственное исследовательское поведение. Когда он напитался ресурсами, безопасностью, понял, что в этом мире что-то еще есть, кроме мамы, он от нее разворачивается и начинает исследовать мир. 

И вот тут очень важный момент. Этот баланс между поведением привязанности мамы и поведением привязанности ребенка, когда они встречаются с исследовательским поведением мамы и ребенка, когда ребенку нужно дать возможность отползти от мамы, поисследовать этот мир, а когда ему нужно снова вернуться в контакт с мамой, – это и есть способность выстраивать ту самую надежную привязанность. 

Он выражается в том, чтобы, когда ребенок нуждается в подтверждении привязанности от мамы, давать ему поведение привязанности, а когда ребенок нуждается в исследовательском интересе или когда мама нуждается в том, чтобы отвлечься от ребенка, тоже предоставлять такую возможность. 

По сути, это баланс между контактом и границами. Ребенок нуждается в контакте с мамой («я здесь, я рядом») и в границах («а вот здесь, дорогой, пожалуйста, сам; вот здесь, дорогой, мама будет сама с собой; или, дорогой, ты можешь, я в тебя верю, иди в этот мир, он хороший, и у тебя все получится»). 

Этот танец сближения /дистанции, контакта/границ и формирует опыт надежной привязанности.

Что происходит в реальной жизни? Такой динамический баланс поведения привязанности и повеления исследовательского интереса – это здорово, но это идеал. В идеале мы не живем. 

И иногда поведение мамы, поведение привязанности мамы бывает избыточным. Например, мама волнуется за ребенка: он ударился или что-то не так сделал, или часто болеет. У мамы активируется тревога. И мама начинает как-то ребенка в этой конкретной сильно контролировать. 

Или у мамы есть страх перед внешним миром: «Как же мой ребенок пойдет, например, в этот страшный детский сад, что если там ему будет плохо». И она, сама того не желая, начинает ограничивать исследовательское поведение ребенка и быть такой в слиянии с ним. Вот, пожалуйста, основа для тревожно-амбивалентной привязанности ребенка, когда он в какие-то моменты переполняется маминой тревогой.

А еще мама, например, думает: «Наверное, я не очень хорошая мама, если ребенок у меня орет». И пытается быть лучшей мамой. А ребенку не нужно столько привязанности, он переполняется и в какой-то момент перестает чувствовать себя: лишь бы мама не тревожилась. И это тоже основа для тревожно-амбивалентной привязанности.

Или, например, мама по каким-то причинам не может дать ребенку столько откликов привязанности, сколько ему необходимо, по разным причинам. Может быть, это ребенок, которому очень нужна мама постоянно. Он цепляющийся или требовательный, и маме хочется только отстраниться от него и побыть собой. 

Или мама занята чем-то в своей жизни: сейчас ей нужно сдавать экзамены, работать, нужно отношения с мужем восстанавливать или быть более включенной в других детей. Ребенку недостаточно поведения привязанности мамы. Ему от этого одиноко, плохо, но он привыкает. Дети не знают, как должно быть, они со всем соглашаются. Значит, так все это устроено. Мир, он такой, не очень отзывчивый, значит, каждый должен справляться сам.

Мама радуется: ребенок самостоятельный, ребенок как будто в ней не особо нуждается – и начинает поддерживать такое поведение: «Да, давай! Ты можешь сам!» И получается, что у ребенка избыточное предоставление самому себе. Он исследует мир и может быть в этом очень успешен, но ему не хватает поддержки, одобрения. Вместе с тем, он и сам уже не очень тянется за поддержкой, потому что привык, что мир устроен так. Вот, пожалуйста, основа для избегающей привязанности.

Мама может испытывать страх в связи с какими-то сложными переживаниями или обстоятельствами — и либо совсем не откликается на ребенка, как будто его нет, либо откликается агрессивно. 

Или мама добрая и любящая, но сама в тяжелых отношениях, ей трудно ребенку дать достаточно защиты. И ребенок испытывает опасность, переживает в контакте с фигурой привязанности.

Но поскольку он достаточно этой привязанностью не напитался, ему страшно взаимодействовать с внешним миром, потому что мир оказывается неласковым, недружелюбным, а где-то даже жестоким и жестким по отношению к нему. И тогда у него и перед исследовательским поведением возникает страх. Это может быть основой для дезорганизованной привязанности.

И вот, пожалуйста, у нас есть все эти четыре стиля привязанности. Понятно, что какого-то будет больше, какого-то меньше, но в любом случае будет какая-то такая конфигурация, в которой будет больше того или другого».

Мария Летучева, психолог.
Фрагмент из онлайн-квеста по типам привязанности на примере героев из «Гарри Поттера».

Все материалы квеста, включая двухчасовую заключительную лекцию, доступны для бесплатного просмотра до 13 мая 2021 года. Пройти квест можно после регистрации

и получить подарок

_____________________________

Почему же так важны именно отношения с мамой?

Потому что стиль привязанности формируется на основе отношений ребенка с мамой в первые годы его жизни. Это всегда  двусторонняя система обратной связи, в которой учитывается и поведение ребенка, и поведение матери.

― Как ко мне относились, так я с собой и взаимодействую.

― На основе этого выстраиваю свои отношения с другими.

― И свое отношение к миру.

Что же делать, если вы распознали, осознали в себе тот или иной стиль привязанности?

  1. «Чинить никого не надо. Ничего не сломано»,

 ― Мария Летучева сразу успокоила участников

2. О том, что и в каких ситуациях все же стоит делать, мы подробно говорили в заключительной двухчасовой лекции. И это тот случай, когда лучше хотя бы один раз посмотреть запись ― чтобы не упустить детали и… напитаться теплом:)

доступ до 13 мая 2021 года

Онлайн-квест «Мои отношения с мамой. На примере героев из «Гарри Поттера»

___________________

Далее онлайн-квест будет доступен только участникам практического онлайн-цикла про отношения с мамой и их влияние на нашу жизнь «Я и мама. Понять и… » Поток 2.0

Практический онлайн-цикл про отношения с мамой и их влияние на нашу жизнь «Я и мама. Понять и... » Мария Летучева