Почему «штормит» от общения с мамой | Мария Летучева • Школа родительства «Большая Медведица»

Как мама влияет на нашу жизнь, даже если между нами 8000 км

Почему 5 минут разговора с мамой превращают меня в кричащего или плачущего ребенка?

Я или оправдываюсь перед ней и пытаюсь быть для нее хорошей, хотя сама уже взрослый человек со своими детьми.

Или бунтую, хотя в глубине души признаю, что мама может быть права.

Или чувствую, что меня бросили.

На какие кнопки «давит» мама, как влияет на нашу жизнь и отношения с другими людьми? Почему мы так сильно реагируем, даже если уехали за 8000 километров от мамы?

Ответы на эти и другие вопросы мы искали вместе с психологом Марией Летучевой на первой лекции Цикла «Я и мама. Понять и…»  

По традиции приглашаем вас пройти по следам той лекции и выполнить два упражнения. Надеемся, это поможет взглянуть на некоторые вопросы по-другому и, возможно, что-то изменить в своих отношениях с близкими.

«Я и мама. Понять и …»

_______________________________

«Почему я слишком сильно реагирую на маму?»

Уже с  внутриутробного периода из самых первых переживаний и воспоминаний у нас складывается мамин образ, «материнской фигура».  

Мы вырастаем, но продолжаем видеть реальную маму через призму нашего детского опыта.

Такие воспоминания или смутные ощущения из прошлого во многом определяют то, какие мы сегодня и как складываются наши отношения.

Изменить маму настоящую нам не под силу.

Зато мы можем разобраться с материнской фигурой внутри нас, понять ее послания и взять ее силу.

 Для этого нужно разделить образ мамы и реальную маму.

_______________________________

Как отделить «материнскую фигуру» от реальной мамы 

У образа мамы есть 3 важных особенности, по которым мы можем понять, что сейчас пытаемся достучаться до «образа мамы» в нашей голове и не видим за ним реальную маму.

1. Грандиозность

Мама для младенца — это весь мир. Ее образ эмоционально заряжен настолько, что мы можем расплакаться или взорваться от брошенного мамой слова.

2. Двойственность

Образ мамы собирается из разных переживаний.

Это и очень приятные чувства: полное растворение, безусловная любовь, ощущение рая.

И очень болезненные переживания отверженности, брошенности, бессилия, незащищенности.

3. Полярность

Маленький ребенок не может соединить разные части в одно целое, поэтому не воспринимает «хорошие» и «плохие» мамины проявления как слова и поступки одного человека.

Нам точно так же сложно соединить разные части образа мамы в своей душе. Мы или идеализируем ее и можем думать о ней только хорошее. Или обвиняем ее во всем и видим свое детство как череду несправедливостей и примеров плохого отношения.

_______________________________

Какие выводы из этого следуют?

Идеальная мама существует только в нашем воображении. Мы можем опираться на этот образ, но быть идеалом невозможно.

Мы редко видим маму как реального человека с сильными и слабыми сторонами. И это нормально.

В ресурсном состоянии мы относимся к маме как к обычной женщине. Конечно, мамины слова и поступки нас затрагивают, но наши чувства адекватны ситуации.

Мы срисовываем с образа мамы сценарий значимых для нас отношений. Видим один из полюсов маминого образа в партнере, коллегах, друзьях.

_______________________________

Что каждая из нас может сделать?

Установить контакт с «хорошей» и «плохой» частями образа мамы и снять с него матрешку из детских проекций.  

Когда мы проделываем такую работу, то материнская фигура становится к нам добра. Она питает вместо того, чтобы критиковать и уничтожать.

Такой подход помогает менять отношения с реальной мамой и значимыми людьми.

_______________________________

Упражнения, чтобы встретить хорошую маму

Мария Летучева предлагает выполнить 4 упражнения для того, чтобы встретиться с фигурой хорошей мамы, даже если в реальности к ней было мало доступа.

Мы приведем в публикации 2 из них.

Два других упражнения есть в первой лекции Цикла, которая доступна бесплатно, нужно только зарегистрироваться.

Упражнение 1. С какой мамой я разговариваю

После общения с мамой оцените→

С какой мамой Вы сейчас разговаривали.

С какой позиции: рассудительного равного взрослого, смотрящего снизу-вверх ребенка или родителя, диктующего, какой должна быть мама. Или все вместе?

Часто мы взаимодействуем с мамой, как с матрешкой из противоречивых позиций и эмоций.

Уже то, что Вы прописываете, какие чувства идут из детской части, какие ―  из взрослой, а какие ― из иделизирующей родительской, может успокаивать.

***********

Упражнение 2. Нарисуйте хорошую маму, как ее нарисовал бы ребенок

Не важны сходство и красота рисунка. 

Можно рисовать пятна, линии, символы, чтобы при взгляде на этот рисунок было понятно, что это Ваше переживание «хорошей» мамы, которая Вам нравится. В ней есть все для Вас.

Можно просто раскрасить лист разными цветами, чтобы пережить контакт с «хорошей» мамой. Замечая свои чувства, Вы сможете понять, с какой мамой сейчас разговариваете.

Отметьте, что Вы чувствуете, когда в контакте с образом хорошей мамы. Это может очень поддержать. Вы будете напитываться, глядя на этот рисунок.

Если Вам страшно выполнять эти упражнения, не нужно себя заставлять.

Заметьте, что Вы чувствуете. 

Попробуйте сделать то из заданий, которое кажется самым безопасным.

_______________________________

В первой лекции Цикла о маме Мария Летучева подробно разбирает знакомые всем нам нюансы отношений и дает много сочувствия и поддержки.

Некоторые участники писали о том, что во время лекции у них выступали слезы, и какое облегчение было в том, чтобы выплакать напряжение и погоревать.

«Я и мама. Понять и …»