Не уходите ​«незаметно, пока ребенок не видит» | А. Быкова • Школа родительства «Большая Медведица»

Если ребенок не плачет в саду ― это не всегда хорошо. В этой памятке фрагмент вводной лекции психолога и педагога Анны Быковойиз Цикла про адаптацию «Дела САДовые».​

Приглашаем пройти по следам прошедшей встречи и поговорить об одной из наиболее болезненных тем ― расставании с ребенком в детском саду.

Не уходите, не попрощавшись

Ни в коем случае не уходите из садика, не попрощавшись с ребенком, «незаметно, пока он не видит».

Что происходит в такой ситуации?

Фактически каждое утро ребенка обманывают. Мама приводит ребенка в сад и провожает в группу со словами: «Я здесь у двери постою, а ты пока поиграй».

Ребенок идет играть. Катает машинки, кормит куклу и при этом периодически оглядывается на дверной проем ― туда, где стоит его мама. Мама на месте, значит, все хорошо и можно спокойно играть дальше.

В какой-то момент ребенок оборачивается, а мамы ― нет. Она обещала быть рядом и наблюдать, а сама ушла…

Мама в подобной ситуации обычно чувствует себя легче, потому что не видит и не слышит, как плачет ребенок. Воспитателю тоже может быть легче, т. к. ребенок быстрее успокаивается.

НО: что ощущает ребенок?

В этот момент ​подрывается доверие к​ миру:

«Даже маме нельзя верить! Сказала, что никуда не уйдет, и… ушла».

Не всегда хорошо, если ребенок не плачет

С ребенком нужно прощаться. Можно придумать ритуал, чтобы расставание проходило легче, но главное ― не уходить незаметно.

Ребенок может плакать при расставании, и в слезах нет ничего плохого. Это выражение эмоций. Он испытывает печаль по поводу разлуки с мамой. Совершенно нормально в такой ситуации плакать.

Как бы ни было тяжело выдерживать детские слезы, но ​для психологического здоровья​как раз правильно, если ребенок погорюет. Он поплакал, избавился от этой эмоции и дальше может спокойно играть, включаться в жизнь детского коллектива.

Хуже, если ребенок не плачет,​ но при этом не включается в игру, в жизнедеятельность детского коллектива, находится как бы в «замороженном» состоянии.

Страшно, когда такое поведение ребенка оценивается как норма. На вопрос родителей, как ребенок ведет себя в группе, воспитатели отвечают: «Все хорошо. Не плакал».

Дело в том, что иногда ребенок не плачет просто потому, что не может, ― стресс слишком сильный. Поэтому отсутствие слез при адаптации ― это еще не признак, что все хорошо.

Сравнивайте поведение

Поведение ребенка в садике важно сравнивать с тем, как он ведет себя вне садика. Оно должно быть одинаковым.

Если дома ребенок так же спокоен, часто пребывает в своих мыслях, тихо заниматься чем-то своим, значит, все в порядке.

Если дома мы наблюдаем за подвижным и энергичным ребенком, которому все интересно, везде нужно забраться, обо всем громко рассказать, а в садике он тихо сидит на диванчике, значит, ребенок испытывает слишком сильный стресс и лучше обратиться к психологу.

Внимательно наблюдайте за ребенком в период адаптации. Не стесняйтесь подробно расспрашивать воспитателей о его поведении. Это действительно важно.

__________________

Адаптации ребенка к детскому саду посвящен целый Цикл «Дела САДовые». В своих лекциях Анна Быкова рассказывает:

  • как правильно выстраивать отношения с воспитателем, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно в садике;
  • как помочь ребенку наладить контакт с другими детьми;
  • как облегчить адаптацию, если был длительный перерыв (больничный, отпуск, переезд).

Также автор делится ​арт-терапевтическими методами,​ чтобы каждый родитель мог самостоятельно определить, насколько в действительности хорошо или плохо ребенок чувствует себя в садике. 

Узнать подробнее о курсе

Дела САДовые, Анна Быкова