Если ребенок не плачет в саду ― это не всегда хорошо. В этой памятке фрагмент вводной лекции психолога и педагога Анны Быковой из Цикла про адаптацию «Дела САДовые».
Приглашаем пройти по следам прошедшей встречи и поговорить об одной из наиболее болезненных тем ― расставании с ребенком в детском саду.
Не уходите, не попрощавшись
Ни в коем случае не уходите из садика, не попрощавшись с ребенком, «незаметно, пока он не видит».
Что происходит в такой ситуации?
Фактически каждое утро ребенка обманывают. Мама приводит ребенка в сад и провожает в группу со словами: «Я здесь у двери постою, а ты пока поиграй».
Ребенок идет играть. Катает машинки, кормит куклу и при этом периодически оглядывается на дверной проем ― туда, где стоит его мама. Мама на месте, значит, все хорошо и можно спокойно играть дальше.
В какой-то момент ребенок оборачивается, а мамы ― нет. Она обещала быть рядом и наблюдать, а сама ушла…
Мама в подобной ситуации обычно чувствует себя легче, потому что не видит и не слышит, как плачет ребенок. Воспитателю тоже может быть легче, т. к. ребенок быстрее успокаивается.
НО: что ощущает ребенок?
В этот момент подрывается доверие к миру:
«Даже маме нельзя верить! Сказала, что никуда не уйдет, и… ушла».
Не всегда хорошо, если ребенок не плачет
С ребенком нужно прощаться. Можно придумать ритуал, чтобы расставание проходило легче, но главное ― не уходить незаметно.
Ребенок может плакать при расставании, и в слезах нет ничего плохого. Это выражение эмоций. Он испытывает печаль по поводу разлуки с мамой. Совершенно нормально в такой ситуации плакать.
Как бы ни было тяжело выдерживать детские слезы, но для психологического здоровьякак раз правильно, если ребенок погорюет. Он поплакал, избавился от этой эмоции и дальше может спокойно играть, включаться в жизнь детского коллектива.
Хуже, если ребенок не плачет, но при этом не включается в игру, в жизнедеятельность детского коллектива, находится как бы в «замороженном» состоянии.
Страшно, когда такое поведение ребенка оценивается как норма. На вопрос родителей, как ребенок ведет себя в группе, воспитатели отвечают: «Все хорошо. Не плакал».
Дело в том, что иногда ребенок не плачет просто потому, что не может, ― стресс слишком сильный. Поэтому отсутствие слез при адаптации ― это еще не признак, что все хорошо.
Сравнивайте поведение
Поведение ребенка в садике важно сравнивать с тем, как он ведет себя вне садика. Оно должно быть одинаковым.
Если дома ребенок так же спокоен, часто пребывает в своих мыслях, тихо заниматься чем-то своим, значит, все в порядке.
Если дома мы наблюдаем за подвижным и энергичным ребенком, которому все интересно, везде нужно забраться, обо всем громко рассказать, а в садике он тихо сидит на диванчике, значит, ребенок испытывает слишком сильный стресс и лучше обратиться к психологу.
Внимательно наблюдайте за ребенком в период адаптации. Не стесняйтесь подробно расспрашивать воспитателей о его поведении. Это действительно важно.
__________________
Адаптации ребенка к детскому саду посвящен целый Цикл «Дела САДовые». В своих лекциях Анна Быкова рассказывает:
- как правильно выстраивать отношения с воспитателем, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно в садике;
- как помочь ребенку наладить контакт с другими детьми;
- как облегчить адаптацию, если был длительный перерыв (больничный, отпуск, переезд).
Также автор делится арт-терапевтическими методами, чтобы каждый родитель мог самостоятельно определить, насколько в действительности хорошо или плохо ребенок чувствует себя в садике.
Узнать подробнее о курсе
