Математика от 2 до 9 лет: Вредно ли считать на пальцах? • Школа родительства «Большая Медведица»

Считать не значит понимать. Не пропускайте этот этап в освоении математики с ребенком

Математика ―  это что-то сродни искусству телепатии. К такому выводу приходят некоторые начинающие школьники. Потому что надо внимательно посмотреть в лицо учителю и угадать: что здесь нужно сделать; это задача на сложение или вычитание? Зачастую дети просто не понимают, откуда все остальные знают ответ.

Такая ситуация возникает, по мнению игрового педагога, автора книг, телеведущей, создательницы «мышематики» и «математики вприпрыжку» Жени Кац, когда учитель слишком торопится, опережает уровень, который ребенок в состоянии осознать.

Математика ―  это НЕ сплошные примерчики и прописи с цифрами. 

Математика ―  это интересно.

Мы можем показать детям, что в нее можно играть, играть весело и познавательно. И для этого необязательно усаживаться за парты и, тем более, дожидаться школы:)

В третьей лекции Цикла «Игра и дети» мы изучали с Женей Кац «математику вприпрыжку» ― легкие в организации для родителей, интересные и полезные для детей игры, которые тренируют навык мыслить, сопоставлять и искать разные решения.

По традиции приглашаем вас пройти по следам той лекции. В конце статьи вас ждут три увлекательные игры в математику, которые можно организовать на ходу. Или на лету:)  

_______________________

Считать на пальцах вредно?

О последовательности в освоении математики

Есть мнение, что надо как можно раньше научить детей считать в уме. Пусть спрячут руки и считают «не на пальцах».

Я уверена, что надо сначала научиться считать правильно, не сбиваясь, ―  на пальцах, на счетных палочках, на любом счетном материале. Если нет счетного материала, значит, на пальцах.

Не стремитесь побыстрее перейти к цифрам и примерам, а как можно больше считайте все, что можно потрогать, прикоснуться пальчиком.

Давайте вспомним, как дети считают на пальцах.

Например, нужно сложить 4 и 3.

Вот ребенок берет 4 пальца, добавляет 3, а руки-то уже заняты. И начинает пересчитывать: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Отлично. Получилось.

А теперь если попросим:

― Сложи 5 и 2.

Ага, пять плюс два (смотрит на руки, думает). Тут обычно мама не выдерживает:

― Подожди, на этой-то руке у тебя пять пальцев, ты же знаешь, что их пять.

Ребенок начинает считать:

― Ага. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь.

Родителям бывает сложно понять, зачем пересчитывать пять пальцев, когда ребенок точно знает, что на руке их ровно пять.

Дело в том, что ребенок  умеет считать их только по порядку. Он может начать только с единицы ― тогда будет уверен, что результат правильный. А если начнет считать не с одного, а с пяти (пять, шесть, семь), то не будет уверен в правильности ответа.

Поэтому для ребенка нормально довольно долгое время начинать считать именно с единицы.

Это необходимый возрастной этап, такой же важный, как ползание перед началом ходьбы. Если его проскочить, то не будет прочного фундамента, и дальнейшие знания будут «проваливаться».

Экспресс-тест для взрослых:)

Думаете, вы сами по-другому общаетесь с числами? На самом деле у нас тоже в голове есть информация, которая хранится аудиально ― как длинный список.

Проверим:) Какая буква стоит перед буквой «Ц»?

В поисках ответа мы обычно начинаем проговаривать алфавит с разных букв. Вряд ли Вы начнете прямо с буквы «А», но очень многие начинают с «Р», с «К», с «У»,  но не прямо с «Ц».

Точно так же у многих детей хранится информация о числах. Она есть ― доступа к ней нет. Точнее, доступ к ней есть, но только последовательный, только когда считаешь от единицы.

Это точно такой же способ хранения аудиальной информации. Вы тоже им пользуетесь. И не только когда вспоминаете алфавит:)

У детей этап хранения информации о числах в виде такого звукового файла бывает довольно долгим, И у всех он протекает по-разному: кто-то разбирается и получает доступ к каждому числу отдельно в 4 года, а кто-то − в 7 или позже.

Поэтому крайне важно давать детям те задачи, с которыми они способны справиться, формулировку которых они могут понять.

А как же таблица сложения?

Таблицу сложения, которую сейчас задают в начальной школе, не нужно заучивать, как текст.

Ребенку важно пощупать, что 2+4 и 4+2 дадут одинаковый результат.

Ему не надо учить наизусть 4+2=6. 

Потому что очень часто эти выученные слова у ребенка не соотносятся с предметами, умение подряд произнести все цифры совсем не соотносится с умением считать. Это может быть просто словесный навык.

Мы можем дать ребенку, скажем, 4 кубика одного цвета и 2 другого. И  он не увидит в этом 4+2. На просьбу посчитать, сколько всего кубиков, он пальчиком водит: один, два, три, четыре, пять, шесть.

Когда детей учат составу числа – например, 4+2, − в некоторых случаях ребенок может выучить 4+2, но не понимать, что это 4+1+1. И когда он встречает 4+1+1, он теряется, потому что этого не проходил.

Если бы выученное 4+2 помогало, было бы прекрасно, но это не работает. А работает как раз счет на пальцах, счет на кубиках – на любых предметах, которые можно потрогать.

Есть замечательная идея: если безобразие невозможно прекратить, то его нужно возглавить. 

Если дети все равно считают на пальцах, то надо просто придумать много разных осмысленных занятий, во время которых они будут это делать.

А вот и несколько игр на осмысленный счет и сопоставление

Игра «Покажи число другим способом»

Мы можем озвучить задачу для ребенка так:

―  Покажи мне, пожалуйста, пять пальцев.

Ребенок показывает сразу всю ладошку.

―  Хорошо, а можешь на двух руках показать пять пальцев?

Ребенок показывает сразу две ладошки. Продолжаем:

― Нет, это уже 10 пальцев. А ты мне покажи пять пальцев, но только используй две руки.

Ребенок показывает:

― О, могу! Вот тут 4 и еще вот тут 1.

― Хорошо, а есть другой способ?

― Нет, я другого не знаю.

― Ладно. А попробуй еще по-хитрому показать.

Он пробует, рассматривает пальцы, шевелит ими, потом в конце концов додумывается: тут три и еще два.

По сути, это тот же самый состав числа, который нам всем советовали выучить. Но надо не выучить, надо пощупать. И пощупать можно как раз на пальцах.

Игра «+1, -1»

Мы показываем сколько-то пальцев на руке. Ребенок должен их пересчитать и показать на один больше. Или меньше. Или не на 1, а на 2, 3 и т. д.

Если мы играем с несколькими детьми, то могут быть разные задания: например, девочки плюсуют один, а мальчики отнимают.

Это уже совершенно другая задача. И несмотря на то, что мы по-прежнему все показываем на пальцах, для решения ребенку придется подумать.

Игра «Мяу-Гав-Хрю, или Переведи с языка на язык»

Вместо цифры мы произносим:

― Кар-кар-кар.

И дети трижды машут руками, как птички. Ровно три раза.

Озвучиваем:

― Хрю-хрю.

Или:

― Мяу-мяу, мяу-мяу.

И видим два раза пятачок. Или как кошка четыре раза умывается.

А теперь усложняем:

― Кар-мяу-мяу, кар-хрю-хрю.

Это уже не так просто запомнить. Но все реально:)

Ребенок тренируется в игре выполнять длинную последовательность действий. 

«Возьми тетрадку, запиши в нее пример с доски, посчитай, сколько цифр…» ― все то, что обычно звучит скучно и на чем сложно удерживать внимание.

Всего три игры. На ходу. Буквально на пальцах.

НО мы не просто взаимодействуем с написанными числами.

Мы их оживляем.

И в процессе «волшебства» помогаем ребенку натренировать важные навыки.

А как еще можно играть в математику?

Счет на пальцах ―  это важнейший этап для ребенка в освоении математики. Но, конечно, есть и другие способы «потрогать» важную науку:)

_____________________

В статье невозможно обо всем рассказать. Поэтому мы кратко перечислим основные темы третьей лекции Цикла «Игра и дети»

  • В каком возрасте можно играть в математику и с чего начинать. 
  • Как играть с двухлеткой и с какого возраста имеет смысл осваивать с ребенком счет до 10.
  • Не «бибикайте» ребенку. Психология обучения. Какие принципы важно соблюдать, когда мы играем с ребенком и когда помогаем со школьными заданиями.
  • Игры на пальцах. Еще варианты и способы усложнений задач.
  • Подвижные математические игры.
  • Нескучные логические игры. Кубики, конструкторы и мозаики.
  • Игры в геометрию.
  • Книги.
  • Настольные игры.
  • Игры со сказками.
  • Методики Гленна Домана и «Умница». Что не «так».

Играть можно не только в математику:)

Цикл «Игра и дети» включает в себя три лекции для родителей детей от 2 до 9 лет. Помимо игр в математику, есть еще две темы:

  • игры на развитие речи и
  • игры на тренировку внимания и памяти.

Вы можете выбрать отдельные лекции. Но мы рекомендуем приобрести полный Цикл.

Как вы уже убедились на примерах, играть увлекательно и полезно можно без подготовки ― на ходу, на лету, на кухне и на прогулке.

Женя Кац убеждена: интересно может и должно быть не только детям, но и родителям. Принцип «приятности» важнее обязательства, когда речь заходит об игре.

Поиграем?:)

Игра и дети, Женя Кац