Считать не значит понимать. Не пропускайте этот этап в освоении математики с ребенком
Математика ― это что-то сродни искусству телепатии. К такому выводу приходят некоторые начинающие школьники. Потому что надо внимательно посмотреть в лицо учителю и угадать: что здесь нужно сделать; это задача на сложение или вычитание? Зачастую дети просто не понимают, откуда все остальные знают ответ.
Такая ситуация возникает, по мнению игрового педагога, автора книг, телеведущей, создательницы «мышематики» и «математики вприпрыжку» Жени Кац, когда учитель слишком торопится, опережает уровень, который ребенок в состоянии осознать.
Математика ― это НЕ сплошные примерчики и прописи с цифрами.
Математика ― это интересно.
Мы можем показать детям, что в нее можно играть, играть весело и познавательно. И для этого необязательно усаживаться за парты и, тем более, дожидаться школы:)
В третьей лекции Цикла «Игра и дети» мы изучали с Женей Кац «математику вприпрыжку» ― легкие в организации для родителей, интересные и полезные для детей игры, которые тренируют навык мыслить, сопоставлять и искать разные решения.
По традиции приглашаем вас пройти по следам той лекции. В конце статьи вас ждут три увлекательные игры в математику, которые можно организовать на ходу. Или на лету:)
_______________________
Считать на пальцах вредно?
О последовательности в освоении математики
Есть мнение, что надо как можно раньше научить детей считать в уме. Пусть спрячут руки и считают «не на пальцах».
Я уверена, что надо сначала научиться считать правильно, не сбиваясь, ― на пальцах, на счетных палочках, на любом счетном материале. Если нет счетного материала, значит, на пальцах.
Не стремитесь побыстрее перейти к цифрам и примерам, а как можно больше считайте все, что можно потрогать, прикоснуться пальчиком.
Давайте вспомним, как дети считают на пальцах.
Например, нужно сложить 4 и 3.
Вот ребенок берет 4 пальца, добавляет 3, а руки-то уже заняты. И начинает пересчитывать: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Отлично. Получилось.
А теперь если попросим:
― Сложи 5 и 2.
Ага, пять плюс два (смотрит на руки, думает). Тут обычно мама не выдерживает:
― Подожди, на этой-то руке у тебя пять пальцев, ты же знаешь, что их пять.
Ребенок начинает считать:
― Ага. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь.
Родителям бывает сложно понять, зачем пересчитывать пять пальцев, когда ребенок точно знает, что на руке их ровно пять.
Дело в том, что ребенок умеет считать их только по порядку. Он может начать только с единицы ― тогда будет уверен, что результат правильный. А если начнет считать не с одного, а с пяти (пять, шесть, семь), то не будет уверен в правильности ответа.
Поэтому для ребенка нормально довольно долгое время начинать считать именно с единицы.
Это необходимый возрастной этап, такой же важный, как ползание перед началом ходьбы. Если его проскочить, то не будет прочного фундамента, и дальнейшие знания будут «проваливаться».
Экспресс-тест для взрослых:)
Думаете, вы сами по-другому общаетесь с числами? На самом деле у нас тоже в голове есть информация, которая хранится аудиально ― как длинный список.
Проверим:) Какая буква стоит перед буквой «Ц»?
В поисках ответа мы обычно начинаем проговаривать алфавит с разных букв. Вряд ли Вы начнете прямо с буквы «А», но очень многие начинают с «Р», с «К», с «У», но не прямо с «Ц».
Точно так же у многих детей хранится информация о числах. Она есть ― доступа к ней нет. Точнее, доступ к ней есть, но только последовательный, только когда считаешь от единицы.
Это точно такой же способ хранения аудиальной информации. Вы тоже им пользуетесь. И не только когда вспоминаете алфавит:)
У детей этап хранения информации о числах в виде такого звукового файла бывает довольно долгим, И у всех он протекает по-разному: кто-то разбирается и получает доступ к каждому числу отдельно в 4 года, а кто-то − в 7 или позже.
Поэтому крайне важно давать детям те задачи, с которыми они способны справиться, формулировку которых они могут понять.
А как же таблица сложения?
Таблицу сложения, которую сейчас задают в начальной школе, не нужно заучивать, как текст.
Ребенку важно пощупать, что 2+4 и 4+2 дадут одинаковый результат.
Ему не надо учить наизусть 4+2=6.
Потому что очень часто эти выученные слова у ребенка не соотносятся с предметами, умение подряд произнести все цифры совсем не соотносится с умением считать. Это может быть просто словесный навык.
Мы можем дать ребенку, скажем, 4 кубика одного цвета и 2 другого. И он не увидит в этом 4+2. На просьбу посчитать, сколько всего кубиков, он пальчиком водит: один, два, три, четыре, пять, шесть.
Когда детей учат составу числа – например, 4+2, − в некоторых случаях ребенок может выучить 4+2, но не понимать, что это 4+1+1. И когда он встречает 4+1+1, он теряется, потому что этого не проходил.
Если бы выученное 4+2 помогало, было бы прекрасно, но это не работает. А работает как раз счет на пальцах, счет на кубиках – на любых предметах, которые можно потрогать.
Есть замечательная идея: если безобразие невозможно прекратить, то его нужно возглавить.
Если дети все равно считают на пальцах, то надо просто придумать много разных осмысленных занятий, во время которых они будут это делать.
А вот и несколько игр на осмысленный счет и сопоставление
Игра «Покажи число другим способом»
Мы можем озвучить задачу для ребенка так:
― Покажи мне, пожалуйста, пять пальцев.
Ребенок показывает сразу всю ладошку.
― Хорошо, а можешь на двух руках показать пять пальцев?
Ребенок показывает сразу две ладошки. Продолжаем:
― Нет, это уже 10 пальцев. А ты мне покажи пять пальцев, но только используй две руки.
Ребенок показывает:
― О, могу! Вот тут 4 и еще вот тут 1.
― Хорошо, а есть другой способ?
― Нет, я другого не знаю.
― Ладно. А попробуй еще по-хитрому показать.
Он пробует, рассматривает пальцы, шевелит ими, потом в конце концов додумывается: тут три и еще два.
По сути, это тот же самый состав числа, который нам всем советовали выучить. Но надо не выучить, надо пощупать. И пощупать можно как раз на пальцах.
Игра «+1, -1»
Мы показываем сколько-то пальцев на руке. Ребенок должен их пересчитать и показать на один больше. Или меньше. Или не на 1, а на 2, 3 и т. д.
Если мы играем с несколькими детьми, то могут быть разные задания: например, девочки плюсуют один, а мальчики отнимают.
Это уже совершенно другая задача. И несмотря на то, что мы по-прежнему все показываем на пальцах, для решения ребенку придется подумать.
Игра «Мяу-Гав-Хрю, или Переведи с языка на язык»
Вместо цифры мы произносим:
― Кар-кар-кар.
И дети трижды машут руками, как птички. Ровно три раза.
Озвучиваем:
― Хрю-хрю.
Или:
― Мяу-мяу, мяу-мяу.
И видим два раза пятачок. Или как кошка четыре раза умывается.
А теперь усложняем:
― Кар-мяу-мяу, кар-хрю-хрю.
Это уже не так просто запомнить. Но все реально:)
Ребенок тренируется в игре выполнять длинную последовательность действий.
«Возьми тетрадку, запиши в нее пример с доски, посчитай, сколько цифр…» ― все то, что обычно звучит скучно и на чем сложно удерживать внимание.
Всего три игры. На ходу. Буквально на пальцах.
НО мы не просто взаимодействуем с написанными числами.
Мы их оживляем.
И в процессе «волшебства» помогаем ребенку натренировать важные навыки.
А как еще можно играть в математику?
Счет на пальцах ― это важнейший этап для ребенка в освоении математики. Но, конечно, есть и другие способы «потрогать» важную науку:)
_____________________
В статье невозможно обо всем рассказать. Поэтому мы кратко перечислим основные темы третьей лекции Цикла «Игра и дети»→
- В каком возрасте можно играть в математику и с чего начинать.
- Как играть с двухлеткой и с какого возраста имеет смысл осваивать с ребенком счет до 10.
- Не «бибикайте» ребенку. Психология обучения. Какие принципы важно соблюдать, когда мы играем с ребенком и когда помогаем со школьными заданиями.
- Игры на пальцах. Еще варианты и способы усложнений задач.
- Подвижные математические игры.
- Нескучные логические игры. Кубики, конструкторы и мозаики.
- Игры в геометрию.
- Книги.
- Настольные игры.
- Игры со сказками.
- Методики Гленна Домана и «Умница». Что не «так».
Играть можно не только в математику:)
Цикл «Игра и дети» включает в себя три лекции для родителей детей от 2 до 9 лет. Помимо игр в математику, есть еще две темы:
- игры на развитие речи и
- игры на тренировку внимания и памяти.
Вы можете выбрать отдельные лекции. Но мы рекомендуем приобрести полный Цикл.
Как вы уже убедились на примерах, играть увлекательно и полезно можно без подготовки ― на ходу, на лету, на кухне и на прогулке.
Женя Кац убеждена: интересно может и должно быть не только детям, но и родителям. Принцип «приятности» важнее обязательства, когда речь заходит об игре.
Поиграем?:)