Вопрос, который буквально преследует сегодняшних родителей: книги, тренинги, форумы, экспертные мнения.
Не обошел он стороной и Людмилу Петрановскую во время проведения Цикла «Когда быть родителем сложно».
Только никаких рекомендаций от известного психолога о том, что делать и не делать, участники не услышали. Потому что… их нет.
Приглашаем вас сегодня пройти по следам четвертой лекции Цикла и взглянуть на вопрос о том, как вырастить ребенка счастливым, из глубины ― сквозь внутренние убеждения, которые затрудняют, утяжеляют наше родительство и жизнь в целом.
«Если я сделаю все правильно… »
Нам часто кажется (не без помощи «извне»), что есть какой-то алгоритм, который ― если о нем узнать, в книжке прочитать, выучить и точно, без ошибок по нему идти ― обязательно поможет вырастить ребенка счастливым.
Как будто ребенок не будет кричать, плохо себя вести. У него не будет плохого настроения, неуверенности, печали, депрессии. Он всегда будет идти по жизни с улыбкой.
Почему запрос «как сделать ребенка счастливым» настолько силен? Почему мы верим в его возможность и так стараемся реализовать?
Потому что за ним стоит убеждение: «Если я все сделаю правильно, то у ребенка все будет хорошо в жизни».
Если мы внимательнее посмотрим на это убеждение, то увидим, что разумного в нем немного.
Начнем с того, что счастлив человек или несчастлив, зависит от его актуальной ситуации, а не от того, что делали родители 5, 10, 15, 50 лет назад.
Вы можете как угодно идеально воспитывать ребенка, а потом у него вдруг появится хронический болевой синдром в связи с воспалением тройничного нерва. Вряд ли он будет сильно счастлив. И Вы в такой ситуации будете вообще ни при чем.
Происходить может что угодно: несчастная любовь, предательство друга, потеря близкого… И ребенок не будет счастлив.
Это не зависит от нас. И не гарантируется тем или иным способом воспитания.
Придерживаясь такого убеждения, мы берем на себя ответственность за то, что обеспечить не можем. Потому что это абсолютно невозможно.
Но есть и более серьезная проблема за такой установкой.
Когда мы ставим себе целью, чтобы наш ребенок был счастлив, то на самом деле загоняем в тупик не только себя, но и действуем разрушительно по отношению к ребенку тоже.
Фактически, если мы хотим, чтобы кто-то был всегда счастлив, это означает, что мы предъявляем к нему серьезное требование: отрезать существенную часть эмоционального спектра. Не злиться, не грустить, не отчаиваться, не протестовать, всегда быть радостным и счастливым.
А здесь уже можно говорить о психиатрическом диагнозе. Гипомания — нарушение акцентуации личности, состояние, когда человек все время радостный и счастливый.
Самому человеку с таким диагнозом неплохо, но у окружения большие сложности в общении с такими людьми. Поэтому ставить задачу, чтобы ребенок был все время счастлив — даже по отношению к ребенку — некорректно.
«Что же теперь не хотеть, чтобы ребенок вырос счастливым?»
Никто не откажется вырастить ребенка счастливым.
Это абсолютно нормальное желание.
Нас посещают мысли, которые кажутся здравыми, правильными:
«Я не буду делать, как мои родители. Мне не нужно, чтобы мой ребенок был хорошим и правильным. Я хочу, чтобы он был счастливым, а не хорошо себя вел».
Конечно, важно учитывать эмоциональное состояние ребенка, важно, как он себя чувствует, а не то, чтобы он обязательно соответствовал каким-то требованиям и стереотипам.
Но: как только мы делаем такую идею абсолютной, как только начинаем ее воспринимать слишком всерьез, слишком буквально, то получаем мысли, которые делают родителя беспомощным, обреченным на неудачу по отношению к ребенку.
Мы откровенно вредим, отправляем ребенку посыл, в котором требуем от него неестественной неполноты эмоционального спектра. Требуем неестественным образом чувствовать только одно, а все другое не чувствовать.
Так постепенно заботливое «как сделать ребенка счастливым» через убеждение превращается в неуверенность, разочарование в себе как в родителе, усталость и в проблемы в отношениях с ребенком.
_________________
Слушатели Цикла «Когда быть родителем сложно» учатся выявлять и обезвреживать подобные установки, через которые утекает родительский ресурс.
Это практическая и во многом терапевтическая работа с собой. Каждую лекцию стоит переслушивать многократно, вооружившись ручкой и бумагой. Это бережный и при этом очень точный, детальный разбор Людмилой Петрановской самых частых родительских установок, которые усложняют нам жизнь и общение с близкими.
Цикл состоит из 6-ти лекций в записи. Первая из них ― базовая ― доступна бесплатно.
Изучение родительского стресса показывает, что это очень много про меня, про то, как я вижу, как я воспринимаю родительскую роль как таковую и свое в ней функционирование.
Это имеет очень слабое отношение к конкретному ребенку и связанными с ним обстоятельствами.
Л. Петрановская
Узнать все подробности о Цикле
↓↓↓
А какие курсы еще участвуют в акции?
Все акции Школы осознанного родительства «Большая Медведица» Вы в любой момент можете посмотреть в постоянном разделе сайта «Акции».
Переходите. Выбирайте. Создавайте в своей жизни больше точек опоры и теплых моментов.
Посмотреть всех участников солнечной акции
По любым вопросам пишите нам на adm.bmshkola@gmail.com Поможем, подскажем, решим.
Спасибо, что Вы с нами!