Как с нуля создать ребенку опыт успеха и побед • Школа родительства «Большая Медведица»

Почему умение видеть маленькие достижения важнее медалей, кубков и первых мест 

Каждому ребенку для реализации своего потенциала необходим опыт успеха и побед. 

Но не только и даже не столько тех достижений, результат которых можно повесить на стену или поставить на шкаф.

Гораздо важнее медалей, кубков и первых мест для ребенка будет умение видеть эффект от совсем небольших шагов в процессе обучения чему бы то ни было, а также навык присваивать себе ежедневные достижения. 

________________

Как помогать детям в создании их собственного опыта успехов и побед, мы обсудим в этой статье с экспертом — детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой, автором «Энциклопедии родителя счастливого школьника».

Наталия Романова-Африкантова
Наталия Романова-Африкантова

________________

«Мало что мы записываем себе как достижение. А вот неудачи запоминаем «в лицо»

Опыт успехов и побед – это, в принципе, про то, как «ты чему-то научился». 

  • Узнавать время по механическим часам.
  • Прыгать через скакалку.
  • Кататься на велосипеде.
  • Завязывать шнурки.
  • Собирать свой рюкзак.
  • Самостоятельно следить за расписанием.

В каждом этом опыте важен самый крохотный шаг.

Например, ребенок учится играть в футбол. 

Фиксируйте вместе с ребенком: 

«Вот ты помнишь, было время, когда ты не мог ногой по мячу попасть. А вот теперь ты можешь попасть по мячу».

«А теперь ты можешь не просто попасть ногой по мячу, но и в сторону ворот пульнуть!» 

Я немного утрирую, конечно, но именно на таких примерах можно заметить, что мы — и дети, и взрослые — слишком часто обесцениваем свои достижения. 

Нам кажется, что то, что мы умеем, то, что мы можем, то, что мы освоили и достигли, – это так себе, опыт и опыт. Мало что мы записываем себе именно как достижение, победу, успех.

А вот неудачи запоминаем, что называется, «поименно». 

Поэтому очень важно «наращивать мышцу» маленьких достижений с детства. И учиться «засчитывать» в победы небольшие шаги к поставленной цели. Делать их видимыми и значимыми.

Заведите тетрадку и вместе с ребенком фиксируйте его успехи:

+ насколько дальше удалось проплыть;

+ насколько ниже получилось сесть на шпагат;

+ сколько шагов получилось сделать на роликах — 

и так далее. 

«Вчера ты прочитал полслова, а сегодня целое слово».

«На прошлой неделе ты писал загогулины, и они разбегались по строчке, а теперь, посмотри, почти все загогулины друг за дружкой».

Что происходит, когда вы создаете ребенку такой опыт успешности?

Вы прокачиваете важнейшее звено мотивационной цепочки — положительное подкрепление.

Ребенок учится получать положительное подкрепление на промежуточных этапах — а это значит, что его желание дойти до цели с каждым маленьким шагом будет только крепнуть.

Этот опыт ценности малого будет помогать ребенку не только в учебе, но и в работе, и в отношениях, в том числе — уже со своими детьми

________________

Детской мотивации и умению ребенка достигать цели полностью посвящена одна из семи лекций «Энциклопедии родителя счастливого школьника» — «Почему он ничего не хочет. Как ломается детская «хотелка» и как ее починить».

На лекции мы разобрали:

— какую основную ошибку в мотивации детей допускают родители и почему сами родители замечают эту ошибку только, когда ребенок перестает хотеть что-либо делать;

— какие желания и «хотения» должны быть у детей по возрастам 0-3 лет, 3-7 лет, 7-11 лет, 11-16 лет; 

— какие нежелания и «нехотения» должны быть в те же возрастные периоды; 

— отсутствие какие навыков в эти возрастные периоды должно насторожить родителей; 

— почему важно, чтобы ребенок сам понимал, замерз ли он и нужна ли ему шапка; 

— почему в 3-7 лет родители часто пропускают задержку в моторике у детей, что с этим делать и как это связано с «хотелкой»; 

— почему в 7-11 лет несоблюдение дисциплины в школе — это тревожный сигнал, а в 11-16 лет, наоборот, беспокоиться нужно, если ребенок соблюдает дисциплину; 

— что делать, если ребенок ненавидит куда-то ходить — в школу, музыкалку, спортивную секцию; 

— что делать, если подростка интересуют только дружба и влюбленности, а на экзамены и оценки ему плевать.  

Эта лекция входит в состав сборника из 7 онлайн-лекций, посвященных основным тревогам, заботам и вопросам родителей — «Энциклопедия»

Выбор школы и кружков, оценки и оценивание, трудности в обучении, потеря учебной мотивации, детское выгорание и многое-многое другое — важное, ценное, волнующие всех нас, пока дети не окончат школу.

Все 7 лекций посвящены тому, чтобы:

  • родители меньше беспокоились,
  • больше верили в себя и своих детей
  • и были друг другу поддержкой.

Потому что именно теплые отношения между родителями и детьми выступают залогом успешной самореализации ребенка в его будущем.

Энциклопедия родителя счастливого школьника