Как «клиповое мышление» помогает в развитии детей • Школа родительства «Большая Медведица»

Специалисты бьют тревогу, говоря о «клиповом» мышлении современных детей. Родители с трудом успевают или не успевают за изменениями в «бегущем» мире.

  • Но действительно ли современные дети отличаются от нас в их возрасте? 
  • И есть ли плюсы там, где нам видятся одни минусы?

Ответы на эти вопросы родители искали вместе с Олегом Леонкиным ― детским реабилитологом, специалистом по сенсорной интеграции, кинезотерапевтом,  отцом 5-х детей ― в ходе цикла «Воспитание на «пальцах. Строим будущее, как конструктор, вместе с ребенком»*

Чем подробнее ответ, тем легче каждому из нас выстраивать индивидуальную траекторию, свой собственный путь развития и воспитания ребенка. 

Тем более, когда мир «бежит». 

Приглашаем вас пройти по следам первой лекции цикла, исследовать с другого ракурса тему клипового мышления и  попробовать найти свои ответы.

_________________________________

Сначала вспомним себя

Окружение не может не влиять на нас. Ребенок ощущает это влияние с рождения. 

Чтобы вы могли буквально телесно прочувствовать, насколько изменилась среда, «контекст», в котором сегодня растет ребенок, давайте вслед за участника курса выполним небольшое, но очень показательное упражнение

Вспомните свое детство. Скорее всего, наиболее осознанный период ― школьный. Для многих из нас это будут знакомые 90-е:)

Слайд из презентации к лекции «Другой мир― другие дети. Чему учить и чему учиться?»,                цикл «Воспитание на “пальцах”»*

Попробуйте сравнить то время с сегодняшним днем. Зафиксируйте хотя бы 3-5 ключевых отличия: каким был темп, чем пользовались, что впечатляло, из-за чего переживали и т. д.

Вроде бы, изменения происходят поступательно. Но вы заметили, насколько феноменально изменились среда и инструменты, которыми мы пользуемся, даже не за 20, а всего за 10 лет?

_________________________________

Что дает понимание «контекста»?

Каждый из нас адаптируется. Ребенок делает это гораздо быстрее взрослого.

Что характерно для клипового мышления? 

Самое главное ― это непродолжительное удержание внимания. 

Ребенок включается в одно действие на короткое время, а затем переключается на второе, третье и т. д. Отсюда сложности в школе, с прописями, с концентрацией на занятиях.

А что, если клиповое мышление ― это лишь способ адаптации в цифровом и сверхбыстром мире? Способ, который помогает защититься от информационной перегрузки.

Мы не можем закрыть ребенка от информации. Этот яркий поток, состоящий, в основном, из НЕтелесных «данных», обрушивается… ежеминутно. 

«Фрагментарное» («клипами») восприятие информации помогает детям приспособиться, одновременно брать разные данные из разных источников. 

Удивительно, но современный ребенок способен с высокой скоростью «вычленять» из этого многообразия то, что ему нужно, и синтезировать в новое знание. 

А это и есть та самая многозадачность, которая становится невероятно актуальной и точно пригодится в будущем. Кроме того, это умение находить мгновенно решения при помощи быстрого поиска информации.

Да, удержание внимания ― это важнейший навык, без которого невозможно в принципе ни одно действие. 

Его нужно и можно тренировать ― но без насильственного сидения над тетрадями, через корректный подбор активности для ребенка (и эти темы тоже обсуждаются в курсе). 

Но речь о другом: бессмысленно отрицать влияние среды и изматывать себя тревогами. Мы меняемся. Меняются дети и способы восприятия.

Мы можем помогать ребенку развиваться, осваивать навыки, которые пригодятся ему в жизни, принимая «контекст», осознавая, что клиповое мышление ― это лишь механизм адаптации, с которым можно успешно работать. 

Понимание помогает не замыкаться на «проблеме», не отрицать изменения, а искать дальше свою траекторию, задействуя возможности новой среды.

_________________________________

Некоторые другие темы лекции

  • Особенности поколения. Почему дети воспринимают и реагируют иначе. Как родителям опираться на знание об этих «особенностях» в повседневном общении с ребенком.
  • Какие коррективы вносятся в программы образования в различных странах мира с учетом изменившегося и продолжающего меняться мира.
  • Ключевые навыки, развитию которых стоит уделить особое внимание, чтобы ребенок мог легко адаптироваться к переменчивым условиям.
  • Болезненные вопросы, которые тревожат родителей: ребенок растет «потребителем», поздно начинает говорить, не получается оградить от контента «не по возрасту».
  • Гиперактивные и просто активные дети. Главный принцип взаимодействия с «моторчиками» в помощь родителям.
  • Гаджеты. Три направления взаимодействия. Как «не воевать», а «сотрудничать» с умными устройствами.

Полный курс «Воспитание на «пальцах. Строим будущее, как конструктор, вместе с ребенком»*  доступен в записи и подойдет тем, кто:

  • устал сражаться с гаджетами, нежеланием учиться, невнимательностью и беспорядком.
  • переживает, что ребенок какой-то «не такой» и не сможет реализовать свой потенциал в будущем.
  • хочет твердо внутри знать, что и с ребенком, и с родителями все в порядке, и аргументировать, когда нужно.

Запись курса Олега Леонкина «Воспитание на “пальцах”: строим будущее, как конструктор, вместе с ребенком»*, по следам лекции из которого мы сегодня с вами прошли, ― в числе участников:)

Если вы уже приобретали этот курс, надеемся, сегодняшняя статья послужит важным напоминанием. Возможно, вы захотите пересмотреть лекции.

А если вам пока не удалось пройти курс, вы можете это сделать в любой момент.

* Первоначальное название цикла: «Гости из будущего: Как помочь детям найти себя во взрослой жизни»

__________________________________