Специалисты бьют тревогу, говоря о «клиповом» мышлении современных детей. Родители с трудом успевают или не успевают за изменениями в «бегущем» мире.
- Но действительно ли современные дети отличаются от нас в их возрасте?
- И есть ли плюсы там, где нам видятся одни минусы?
Ответы на эти вопросы родители искали вместе с Олегом Леонкиным ― детским реабилитологом, специалистом по сенсорной интеграции, кинезотерапевтом, отцом 5-х детей ― в ходе цикла «Воспитание на «пальцах. Строим будущее, как конструктор, вместе с ребенком»*
Чем подробнее ответ, тем легче каждому из нас выстраивать индивидуальную траекторию, свой собственный путь развития и воспитания ребенка.
Тем более, когда мир «бежит».
Приглашаем вас пройти по следам первой лекции цикла, исследовать с другого ракурса тему клипового мышления и попробовать найти свои ответы.
_________________________________
Сначала вспомним себя
Окружение не может не влиять на нас. Ребенок ощущает это влияние с рождения.
Чтобы вы могли буквально телесно прочувствовать, насколько изменилась среда, «контекст», в котором сегодня растет ребенок, давайте вслед за участника курса выполним небольшое, но очень показательное упражнение→
Вспомните свое детство. Скорее всего, наиболее осознанный период ― школьный. Для многих из нас это будут знакомые 90-е:)
Слайд из презентации к лекции «Другой мир― другие дети. Чему учить и чему учиться?», цикл «Воспитание на “пальцах”»*
Попробуйте сравнить то время с сегодняшним днем. Зафиксируйте хотя бы 3-5 ключевых отличия: каким был темп, чем пользовались, что впечатляло, из-за чего переживали и т. д.
Вроде бы, изменения происходят поступательно. Но вы заметили, насколько феноменально изменились среда и инструменты, которыми мы пользуемся, даже не за 20, а всего за 10 лет?
_________________________________
Что дает понимание «контекста»?
Каждый из нас адаптируется. Ребенок делает это гораздо быстрее взрослого.
Что характерно для клипового мышления?
Самое главное ― это непродолжительное удержание внимания.
Ребенок включается в одно действие на короткое время, а затем переключается на второе, третье и т. д. Отсюда сложности в школе, с прописями, с концентрацией на занятиях.
А что, если клиповое мышление ― это лишь способ адаптации в цифровом и сверхбыстром мире? Способ, который помогает защититься от информационной перегрузки.
Мы не можем закрыть ребенка от информации. Этот яркий поток, состоящий, в основном, из НЕтелесных «данных», обрушивается… ежеминутно.
«Фрагментарное» («клипами») восприятие информации помогает детям приспособиться, одновременно брать разные данные из разных источников.
Удивительно, но современный ребенок способен с высокой скоростью «вычленять» из этого многообразия то, что ему нужно, и синтезировать в новое знание.
А это и есть та самая многозадачность, которая становится невероятно актуальной и точно пригодится в будущем. Кроме того, это умение находить мгновенно решения при помощи быстрого поиска информации.
Да, удержание внимания ― это важнейший навык, без которого невозможно в принципе ни одно действие.
Его нужно и можно тренировать ― но без насильственного сидения над тетрадями, через корректный подбор активности для ребенка (и эти темы тоже обсуждаются в курсе).
Но речь о другом: бессмысленно отрицать влияние среды и изматывать себя тревогами. Мы меняемся. Меняются дети и способы восприятия.
Мы можем помогать ребенку развиваться, осваивать навыки, которые пригодятся ему в жизни, принимая «контекст», осознавая, что клиповое мышление ― это лишь механизм адаптации, с которым можно успешно работать.
Понимание помогает не замыкаться на «проблеме», не отрицать изменения, а искать дальше свою траекторию, задействуя возможности новой среды.
_________________________________
Некоторые другие темы лекции
- Особенности поколения. Почему дети воспринимают и реагируют иначе. Как родителям опираться на знание об этих «особенностях» в повседневном общении с ребенком.
- Какие коррективы вносятся в программы образования в различных странах мира с учетом изменившегося и продолжающего меняться мира.
- Ключевые навыки, развитию которых стоит уделить особое внимание, чтобы ребенок мог легко адаптироваться к переменчивым условиям.
- Болезненные вопросы, которые тревожат родителей: ребенок растет «потребителем», поздно начинает говорить, не получается оградить от контента «не по возрасту».
- Гиперактивные и просто активные дети. Главный принцип взаимодействия с «моторчиками» в помощь родителям.
- Гаджеты. Три направления взаимодействия. Как «не воевать», а «сотрудничать» с умными устройствами.
Полный курс «Воспитание на «пальцах. Строим будущее, как конструктор, вместе с ребенком»* доступен в записи и подойдет тем, кто:
- устал сражаться с гаджетами, нежеланием учиться, невнимательностью и беспорядком.
- переживает, что ребенок какой-то «не такой» и не сможет реализовать свой потенциал в будущем.
- хочет твердо внутри знать, что и с ребенком, и с родителями все в порядке, и аргументировать, когда нужно.
Запись курса Олега Леонкина «Воспитание на “пальцах”: строим будущее, как конструктор, вместе с ребенком»*, по следам лекции из которого мы сегодня с вами прошли, ― в числе участников:)
Если вы уже приобретали этот курс, надеемся, сегодняшняя статья послужит важным напоминанием. Возможно, вы захотите пересмотреть лекции.
А если вам пока не удалось пройти курс, вы можете это сделать в любой момент.
* Первоначальное название цикла: «Гости из будущего: Как помочь детям найти себя во взрослой жизни»
__________________________________