Детский нейропсихолог: Самое важное, что нужно сказать ребенку утром • Школа родительства «Большая Медведица»

Какие слова необходимо слышать детям, чтобы хотеть учиться

Что делать родителям, чтобы обходиться без шантажа, упреков, и угроз, сохранять теплые отношения с детьми, но при этом настраивать их на то, чтобы после отдыха они могли приступить к учебе и делать уроки?

Этот вопрос «на засыпку» стал темой онлайн-лекции «Гулять нельзя учиться» с Наталией Романовой-Африкантовой, детским нейропсихологом и автором онлайн-цикла о детской мотивации «Хочу. Могу. Делаю».

Наш эксперт рассказала  о трех добрых ритуалах, которые могут помочь как детям, так и взрослым перевести мозг в рабочий режим после долгих каникул или длительного онлайна. 

Об одном из помогающих ритуалов мы подробно поговорим в этой статье.

Шаг первый. Начните с себя

«Как всегда в родительстве, начать лучше всего с себя, — советует Наталия Романова-Африкантова. — Как чувствуете себя Вы сами в первые дни после отдыха?

Каждый год после праздников я вижу, как соцсети буквально утопают в различных мемах о том, как тяжело выходить после таких долгих каникул снова на работу. 

Эти мемы вызывают щемящее чувство сопричастия и всячески подчеркивают, как нам всем трудно снова входить в рабочую колею и, в принципе, заниматься чем-то. 

В общем-то, совершенно справедливо, что на первой неделе после долгих праздников или на первой неделе после отпуска нам всем начинает казаться, что мы не отдохнули, а устали. 

Мы обсуждаем это в своих соцсетях и сочувствуем друг другу: «Ничего страшного, главное дотерпеть до конца первого рабочего дня», — или: «Не переживай, скоро пятница». 

Параллельно в этой же самой ленте появляются посты от родителей: «О Боже! Такое ощущение, что все забыл. Такое ощущение, что ничего не помнит. Такое ощущение, что вообще мозг вынули». 

Родители на форумах, в постах, в комментариях обсуждают, что же такое произошло с детьми, почему они ничего не помнят, почему они ничего не хотят, почему они так мучительно собираются в школу, как же их заставить и какие карательные меры применить. 

И делают это ровно между постами о том, как тяжело им самим после праздников выходить на работу.

Шаг второй. Выключите «отрицательный фактор»

Самый простой ответ на вопрос о том, что же сделать: необходимо понять, что ребенку тоже трудно. 

Ни в коем случае не ругать, самим не нервничать, не показывать свое раздражение и расстройство от того, что случилось.

Очень часто родителям кажется, что «но я же его не ругаю, я же не кричу». Раньше было: «Но я же его не бью!», потом: «Но я же не кричу», сейчас чаще: «Но я же не ругаю». 

Поверьте мне, дорогие родители, для ребенка мамино расстройство и мамино раздражение – это точно такой же отрицательный фактор. 

Менее, конечно, значимый, чем битье ребенка, но, тем не менее, рождающий у ребенка достаточное количество негативных чувств для того, чтобы он начал себя чувствовать еще хуже, чем он уже себя чувствует, потому что у него есть необходимость выйти в школу после такого долгого перерыва. 

Это всегда стресс, это всегда адаптация – как для взрослых, так и для детей.

На практическом онлайн-курсе о детской мотивации «Хочу. Могу. Делаю» мы подробно разбирали, что учебная мотивация может и должна быть только внутренней. 

Все, что внешнее, все, что заставили, все, что уговорили – это все стимуляция, а не мотивация. 

Кроме того, мы говорили о том, что мотивация работает исключительно за счет положительного подкрепления. Нет никакого другого механизма, запускающего и поддерживающего ее. Только когда ребенок получает положительное подкрепление, ему вновь хочется что-то делать.

Так все-таки с чего нужно начать? 

Шаг третий. Пожалейте себя и ребенка

Представьте себе самих себя в первый рабочий день после каникул на работе. 

«Где я? Кто я? Что мне нужно сделать?» 

В лучшем случае, к концу рабочего дня мы планируем, что мы будем делать завтра, и только-только начинаем немного соображать, чем вообще мы занимаемся на работе. 

Бесконечное количество раз пьем кофе, еще большее количество раз отвлекаемся на соцсети. 

Вечером, после этого тяжелого рабочего дня, когда мы чувствуем себя такими измотанными, будто и отпуска не было, и каникул не было, приходим домой и слышим от мужа / жены: 

«Ты почему сегодня был/а таким/ой невнимательным/ой на работе?

Ты сколько раз на работе кофе пил/а?

Ты что вообще там такое себе позволяешь? 

Меня твой начальник поругал, я уже успел заглянуть в электронный дневник и увидеть, что ты не сделал/а отчет по работе и задания не выполнил/а». 

Представьте, как Вы себя от такой поддержки будете чувствовать.

Вот Вы, уставшие, доползли до дома и думаете; «Пожалуйста, пожалуйста, еще немножечко продержаться до конца этого дня, хоть еще чуть-чуть». 

Что нам необходимо в этот момент?

Нам нужно, чтобы нас пожалели. 

И это первое, что нужно сделать с ребенком, который вышел в школу после долгих каникул или после долгой, еще более долгой дистанционки. 

Пожалейте ребенка. Ему действительно тяжело. 

Постарайтесь увидеть, что он просто Ваш ребенок — помимо того, что  он ученик и школьник, и у него есть обязанность получать оценки.

Он — Ваш любимый человек, которому действительно сложно. Не потому, что он не хочет, не потому, что он ленивый, а потому что это объективно тяжело.

Сделайте это жаление регулярным и запланированным. 

Это может быть добрый утренний ритуал поддержки: 

«Я рядом, я с тобой, я тебя люблю. 

Я представляю, как тебе тяжело идти в школу после такого долгого перерыва. 

Ты мой сладкий, тебе вообще не проснуться. Как я тебя понимаю».

Пожалейте ребенка, даже если ему 16, и у него 42 размер, и ноги эти волосатые. 

Нет, эта волосатая нога Вас не отпихнет. Эта волосатая нога поймет, что его действительно кто-то любит и поддерживает. 

Совершенно нормально ребенку сказать: «Тебе действительно сегодня тяжело. Ты не представляешь, как мне сегодня было тяжело встать». 

Нам всем становится легче, когда мы знаем, что такая проблема не только у нас. 

Когда нам кажется, что только нам тяжело и сложно, а ни у кого вокруг никаких проблем нет, мы начинаем думать, что с нами что-то не так. А когда кто-то с нами делится, что у него то же самое – мы резко снижаем градус тревожности и требовательности к себе. 

«Значит, это не со мной все плохо. Значит, это такая ситуация, которая возникает со всеми». 

И детей это особенно касается».

_________________

О чем еще мы успели поговорить на лекции «Гулять нельзя учиться. Онлайн-шпаргалка для родителей по детской мотивации после каникул»:

  • что делать, если, несмотря на сочувствие и поддержку, и добрый утренний ритуал, ребенок не просыпается или вообще не хочет ходить в школу;
  • каким может быть дневной добрый ритуал поддержки и как он связан с ресурсом ребенка;
  • каким может быть вечерний добрый ритуал поддержки и как он связан с необходимостью уметь расслабляться;
  • пошаговая инструкция о том, как бережно и эффективно помочь ребенку начать новую жизнь в школе с понедельника;
  • сколько нужно отдыхать после школы, а сколько по времени делать уроки;
  • почему важно от игровой мотивации переходить к учебной;
  • где граница между помощью ребенку в выполнении домашнего задания и самостоятельным выполнением;
  • почему одни дети могут сами делать уроки, а другие приступают к домашке только после «танцев с бубнами»;
  • что делать с летними списками чтениями и заданиями на каникулы — делать / не делать, читать / не читать, ругать / не ругать, если ребенок не читал и не делал;
  • как развивать произвольное внимание, с примерами упражнений и игр;
  • как быть, если ребенок, получая неудовлетворительную оценку, не хочет делать работу над ошибками, и не верит в собственные силы.

Лекция доступна в записи.

Романова-Африкантова Наталия. Бесплатная онлайн-лекция «Гулять нельзя учиться. Онлайн-шпаргалка для родителей по детской мотивации после каникул»

______________

Хочу. Могу. Делаю. Романова-Африкантова

______________

Тех, кто готов больше практиковаться и глубже изучать тему трудностей, возникающих у ребенка в учебном процессе, мы приглашаем на  практический онлайн-курс «Если в школе трудно. Все, что нужно знать родителям о сложностях при обучении в школе, чтобы помочь детям с ними справиться».

За четыре встречи вместе с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой мы разберем десятки самых острых вопросов, включая такие →

  • Как связана успеваемость ребенка в школе с родительским ресурсом
  • С чего начинается детское выгорание и как его распознать
  • Как пополнять детский ресурс
  • Почему не все дети отличники
  • Как вестибулярный аппарат влияет на успешность в школе
  • Как схема тела связана с успехами в математике
  • Почему ребенок может быть не успешен в школе, даже если он умный и старательный
  • Что делать, если внимания не хватает? СДВГ и не только
  • Как понять, почему ребенок невнимательный?
  • А если невнимательный и неактивный?
  • Как помочь ребенку с дефицитом внимания: практические советы по организации учебного процесса и пространства
  • Почему могут возникать трудности в обучении чтению
  • Что делать, если скорость чтения не растет
  • Как помочь ребенку научиться понимать прочитанное
  • Как правильно учить ребенка писать
  • Как сформировать красивый почерк
  • Чем вредит раннее обучение буквам и символам
  • Бывает ли врожденная грамотность и как научить ребенка писать без ошибок
  • Выбор вида обучения

Присоединяйтесь!

Наталия Романова-Африкантова, практический онлайн-курс "Если в школе трудно"